ТАЛЛИН, 13 сен — РАПСИ, Николай Адашкевич. Парламент Эстонии в четверг поддержал предложение канцлера права Эстонии (омбудсмена) Индрека Тедера, который предложил запретить преподавание в частных муниципальных школах на негосударственном языке в полном объеме.
Как сообщает пресс-служба законодательного органа, предложение Тедера поддержали 44 депутата, 20 проголосовали против, 25 депутатов не приняли участие в голосовании. Парламент поручил комиссии по культуре подготовить законопроект о внесении соответствующих поправок в закон «О частной школе».
В своем выступлении Тедер напомнил о планах Таллинской и Нарвской мэрий перевести часть муниципальных школ в частные, что позволило бы им, по мнению канцлера, игнорировать решение правительства и волю законодателей о переводе гимназического обучения на эстонский язык и продолжать преподавание на русском языке.
В 2010 году парламент Эстонии принял закон «Об основной школе и гимназии», согласно которому обучение ведется, как правило, на эстонском языке, но с разрешения правительства могут быть и исключения из этого правила.
Городские власти Таллина и Нарвы, где проживает большое число русскоязычного населения, на основании этого закона попросили в 2011 году сделать исключение для ряда гимназий, но им было в этом отказано.
После этого столичная мэрия приняла решение о создании фонда «Таллинский русский лицей», чтобы создать частный муниципальный лицей и на основании закона «О частной школе» обойти это ограничение, разрешив обучение на русском языке. Такую же возможность обещали использовать и власти Нарвы.
Русские школы в Эстонии на гимназической ступени (10-12 классы) начали частично переходить к преподаванию на эстонском языке с 1 сентября 2007 года. В нынешнем учебном году соотношение предметов на эстонском и русском языках в русских гимназиях республики должно быть доведено до показателя 60% — на эстонском и 40% — на русском языке. Всего в Эстонии действуют 63 школы с русским языком обучения.
В соответствии с законом «Об основной школе и гимназии» муниципальные гимназии могут выбрать иной язык обучения, помимо эстонского, если правительство страны даст такое разрешение на основании ходатайства волостного или городского совета.
Статья 37 конституции Эстонской Республики также устанавливает, что язык обучения в учебном заведении национальных меньшинств выбирает учебное заведение.
Представители русской общины обеспокоены тем, что обучение русскоговорящих детей на не родном для них эстонском языке не позволит им получить необходимый уровень знаний для успешного трудоустройства или продолжения учебы.