Четыре школы с русским языком обучения в понедельник, 7 мая, вновь подали ходатайство с просьбой оставить им русский язык в качестве основного языка обучения на гимназической ступени обучения, сказал одна из инициаторов подачи ходатайства, председатель попечительского совета Таллинской тынисмяэкой реальной школы Лия Корелине.
Решение о том, что попечительские советы Таллинской тынисмяэской реальной школы, Таллинской кесклиннаской русской гимназии, гимназии Хааберсти и Таллинского линнамяэского русского лицея подадут ходатайство созрело в апреле. «Я не могу сказать, что мы тянули с подачей заявления, мы просто ждали коллег. Сегодня представители всех четырех школ собрались и подали ходатайство», — сказала Лия Корелине порталу rus.err.ee.
Попечительские советы просят оставить русский язык обучения в качестве основного языка обучения на гимназической ступени на следующий 2012/2013 учебный год.
«У нас в школе проводилось общешкольное родительское собрание, на котором большинством голосов было решено подать повторное ходатайство, после чего состоялось собрание попечительского совета», — сказала Корелине, выразив надежду, что в результате может кто-то услышит их голос, поймет и пойдет на встречу.
И родители, и дети хотят изучать эстонский язык, но, по словам Корелине, такие предметы как история, география, биология, физика, химия, математика они предпочли бы изучать на родном языке.
«Дети выражают стремление изучать эстонский язык, но не за счет увеличения предметов, преподаваемых на эстонском языке, а за счет качественно разработанных методик или каких-то других методов, — сказала она. — Эстонский язык надо изучать с первого класса. Нельзя вот так, сдавая в девятом классе экзамен на категорию В1, в десятом переходить на изучение предметов на эстонском языке, для чего нужна категория В2. За три месяца невозможно выучить язык!».
«К сожалению, я бы не хотела, чтобы мои дети оставались здесь, хотя я сама родилась в Эстонии, имею гражданство этой страны, учила язык к песочнице, как говорится. Я хотела бы, чтобы мои дети получили образование на Западе, но это уже их личное право. Мои дети, закончив эстонский детский сад, могли бы учиться на эстонском языке, но я хотела, чтобы они получали образование именно на русском языке», — отметила Корелине.
Как ранее сказал директор Таллиннского линнамяэского русского лицея Сергей Гаранжа в эфире передачи «Эхо дня» на Радио 4, в их школе в результате анкетирования родителей выяснилось, что более 90% опрошенных хотят сохранить образование на русском языке при гарантированном качественном преподавании на эстонском языке части предметов и классического образования государственного языка. «Без базовых качественных знаний по предмету поступить в вузы нереально, поэтому мы стоим на том, чтобы базовые знания по предметам преподавали эти же преподаватели на родном языке», — сказал он.
Между тем руководитель отдела общего образования Минобразования Ирене Кяосаар считает, что частичный переход обучения на эстонском языке в русскоязычных школах проведен на качественном уровне, поэтому она не видит причины, почему сейчас надо делать какие-то отступления или исключения для каких-то школ с русским языком обучения.
Вице-мэр Таллинна по вопросам образования Михаил Кылварт отказался комментировать ситуацию вокруг поданных сегодня ходатайств, однако в конце прошлой недели сказал репотеру Радио 4, что город, по возможности будет поддерживать инициативы попечительских советов, если они укладываются в рамки закона.
По закону, с сентября этого года в 10 классе русской школы 60% учебной работы должно вестись на эстонском языке. В случае, если город Таллинн утвердит ходатайства, он должен передать их Министерству образования и науки.
Напомним, что в марте 2011 года с таким же ходатайством в министерство обратились 18 школ, 15 из которых было отказано. Следует отметить, что закон не ограничивает количество и частоту подачи ходатайств.
В настоящее время идет судебное разбирательство по поводу отказа Министерства образования удовлетворить первые ходатайства — иск к министерству в суд подала мэрия Таллинна, поддерживающая право школ в соответствии с законом самим выбирать язык обучения.