Рийгикогу по предложению канцлера юстиции Индрека Тедера обсудил вопрос доступности образования на эстонском языке и в связи с этим – соответствие Конституции закона о частных школах, позволяющего выбирать язык обучения, и поддержал изменение закона.
Канцлер юстиции заявил, что в принадлежащей местному самоуправлению частной гимназии должна быть обеспечена обязательная возможность получения образования на эстонском языке, и предложил привести статью 15 Закона о частной школе в соответствие с Конституцией, передает ERR Uudised.
Он ссылался на планы Таллинской и Нарвской мэрий перевести часть муниципальных школ в частные, что позволит им, по мнению канцлера, игнорировать решение правительства и волю законодателя о переводе гимназического обучения на эстонский язык и предложить местным жителям возможность получения гимназического образования на русском языке.
Тедер упомянул, что решение о переводе русских школ на эстонский язык обучения законодательно было закреплено еще в 1993 году, когда был принят Закон об основной школе и гимназии.
«Это было сделано для того, чтобы каждый мог получить образование на эстонском языке. Принятый в 2010 году новый закон об основной школе и гимназии так же говорит, что языком обучения в муниципальной гимназии является эстонский. В исключительных случаях можно преподавать на иностранном языке, но для этого требуется получить разрешение правительства Эстонии. Как известно, такое разрешение правительство не дало», – пояснил Тедер.
«Несмотря на запрет правительства, имеются местные самоуправления, которые пытаются предложить жителям образование на иностранном языке за счет общественных денег, изменив общественно-правовой статус школ на частно-правовой. За созданием частных школ стоит убеждение этих самоуправлений, что так они не будут обязаны обеспечить доступность образования на эстонском языке», – сказал Тедер.
По словам Тедера, это убеждение строится на законе о частной школе, который позволяет основывать местным самоуправлениям основывать частные школы, и § 15 ст 1 которого гласит, что язык обучения выбирает самоуправление, в чьем ведении находится школа.