В этот день 95 лет назад (по старому стилю) в 1917 году в Петрограде началось вооруженное восстание, в тот же день переросшее в то, что в историю вошло как Февральская буржуазно-демократическая революция в России. Подробности — в рубрике у Андрея Светенко на радио «Вести ФМ»
Учебная команда запасного Волынского полка численностью в 600 человек во главе с фельдфебелем Кирпичниковым, убили своего командира капитана Лашевича и присоединились к бастующим рабочим и вообще к рассерженным горожанам, вышедшим в тот день на улицы столицы.
Причина недовольства была проста и конкретна. В Петрограде начались перебои с хлебом. Впервые за почти три года войны. Любопытно, что понятного нам слова «очередь» в русском языке тогда не было. По причине отсутствия явления как такового. А возникшую диковинку — вереницы людей у дверей магазинов и лавок стали называть «хвостами». И вышло так, что три дня стояния в хвостах привели к крушению тысячелетней монархии. Хотя в годы советской пропаганды внушалось, что Россия тогда стояла на грани развала, на самом деле, и это удивительно, продовольствия в стране хватало. Всего один исчерпывающий аргумент — все продукты были в открытой продаже, карточная система снабжения отсутствовала (за исключением всего лишь одной товарной позиции — сахар) и то по понятной причине. Чтобы самогонку не гнали. В стране был объявлен сухой закон.
И причина перебоев в поставках была проста и очевидна. Февральские вьюги и заносы. Зима в тот год была очень снежной. А многие проблемы фронта и тыла, имевшие место в начале войны, к 1917 году были как раз решены. Так что февральскую революцию никто не готовил, ни одна партия не имела таких планов. Более того, Ленин в январе 1917 обреченно писал из Швейцарии, что, видно, так и придется ему провести всю жизнь в эмиграции. Революции не предвидится. Да, конечно, общественное мнение было разочаровано «распутинщиной», да, политическая элита требовала от царя поделиться властью — учредить ответственное перед Думой правительство. Да, люди устали от войны. Но…
Поистине Россия страна с непредсказуемым фазовым переходом. И немыслимый еще накануне столь такой масштабный переход в нашей истории начался именно в этот день ровно 95 лет.