В этот день ровно 75 лет назад — в 1936 году — Постановлением ЦИК в Советском Союзе было утверждено почетное звание «Народный артист СССР». Подробности — в рубрике в рубрике у Андрея Светенко на радио «Вести ФМ».
Среди первых награжденных были Станиславский, Немирович-Данченко, Качалов. Москвин, последними — в декабре 1991 года — звания Народных артистов СССР получили Алла Пугачева, Софья Пилявская и Олег Янковский. Всего за 55 лет существования этого звания удостоились тысяча шесть человек. В среднем 20 награждений в год. Много это или мало? Да, смотря из чего исходить? Если из меры таланта и степени действительной народной любви и признания, то кто знает, сколько их должно было быть? Народных. Может, единицы.
Как говорится, ничего личного. Но вся эта система почетных званий в искусстве больше подходила для армии. В самом деле. Народный артист СССР — это высшее в советской табели о рангах звание. Генеральское. Чтобы его получить надо было сначала стать Заслуженным артистом республики, союзной или автономной. Потом дорасти до народного опять же республиканского масштаба. И только после этого… Существовали негласные ограничения, по возрасту, по жанру искусства. И квоты, куда без них… Процедура награждения тоже напоминала воинские порядки. Сначала в театре, как в штабе дивизии, писали представление, оно шло наверх, в Минкульт, потом на самый верх, в партийные инстанции. Порой артист и не доживал до признания своих заслуг партией и правительством. Так, Марк Бернес умер за несколько дней до подписания соответствующего указа, ходившего по кабинетам. Другое дело, что нисколько от всенародной любви к нему не убыло от такого посмертно-официального признания. Для властей и начальников это был «административный восторг», кого пожаловать, кого — нет. Вот, бессмертные, как теперь понятно, актеры Андрей Миронов, Леонид Быков и режиссер Леонид Гайдай — народными СССР так и не стали. А у Владимира Высоцкого вообще никакого звания не было.
У начальников, конечно, была иллюзия, что они, распределяя награды и звания, руководят творческим процессом, управляют искусством. И зерно истины, причем весьма материальное, (на их взгляд) тут присутствовало. Каждая ступень «заслуженного» и «народного» имела свои льготы и привилегии. Квартиры, машины, премии. У народного СССР ставка в 55 рублей за съемочный день. Даже если роль была — «кушать подано» — проходная. На гастролях номер люкс в гостинице и билет в спальном вагоне, а заслуженному — купе и одноместный номер. Все по заслугам, только какое это имело отношение к искусству?