Перейти на главную страницу

Менюшка
Меню портала




 

Дружественные сайты

_____________________________

» » Школа Поэзии -2 - Лекция 9. Понятие рифмы

Школа Поэзии -2 - Лекция 9. Понятие рифмы

Лекция № 9

ПОНЯТИЕ РИФМЫ

Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея.
Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал.
Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога;
Меж говорливых наяд, мучась, она родила
Милую дочь…
… на земле Рифмой зовется она.
(А.С. Пушкин «Рифма»)

Итак, первую версию по возникновению в человеческом обиходе рифм предложил А.С. Пушкин. Действительно, вполне возможно, что первым поэтам рифмы подсказало эхо.
Ерунда – эхо будет: да; голубей – бей; монет – нет и т.п.
С тех пор, правда, понятие рифмы значительно расширилось.
В первом приближении рифму можно определить как совпадение в окончаниях слов последнего ударного гласного и последующих согласных звуков.
Поэтому, слова «молотОк» и «сгУсток», «напЁрсток» не рифмуются, хотя у них и одинаковые окончания, а рифмой к слову «молоТОК» будет – «желТОК», «поТОК».
Но, оказывается, что некоторые гласные и согласные, хотя и различны, но звучат одинаково. Например, в словах: сновА – готовО; рассказОм – голубоглазЫм; ЛенскИй – деревенскОй. Часто ОГО в конце слов читается как ОВО: слОВО – большОГО. Могут совпадать по звуку и согласные: глаЗ – кваС.

Поэтому более корректное определение рифмы:
слуховое совпадение ударного гласного и последующих за ним согласных звуков в окончании слов.

Особо следует сказать о звуковом совпадении согласных звуков. Это происходит, когда они находятся в самом конце слова. При этом совпадают губные согласные Б и П (дуБ – глуП), В и Ф (нраВ – граФ); зубные З и С (таЗ – кваС), Д и Т (завоД – живоТ); шипящие Ж и Ш (роЖЬ – воШЬ, муЖ – куШ); гортанные Г и К (моГ – коК). Иногда совпадают Г и Х (стиХ – достиГ).
Возможно звуковое совпадение окончаний с мягким знаком и без оного: РоЖь – ноЖ, ноЖ – воШь, чиЖ – молчиШь. Буква «с» в конце слов «клянусь», «пришлось», «привелось» произносится полутвердо-полумягко, поэтому ее можно рифмовать и с твердым «с» и с мягким. КлянуСь – РуСь, пришлоСь – броСь, клянуСь – вкуС, клянуСь – груЗ.
Это не универсальное правило и, например, слова браТь – браТ, раЗ – гряЗь, огоНь – коН – не являются рифмами в классическом понимании.
Рифмы допускают несовпадение неударных гласных, но ударные должны совпадать обязательно. Исключение делается для составных гласных: А – ЙА (Я); О – ЙО (Ё); У – ЙУ (Ю); Э – ЙЭ (Е). Допускается сочетание: И – Ы. Но такие рифмы слабее по звучности: морОЗЫ – слЁЗЫ, утЮГ – вдрУГ и т.п., хотя и они могут придавать стихотворению определенную музыку.

И ни души. Один лишь хрИП,
Тоскливый лязг и стук ножОВЫЙ,
И сталкивающихся глЫБ
Скрежещущие пережЕВЫ.
(Б.Пастернак)

И с бессмысленной улЫБКОЙ
Вспять глядишь, жесток и слАБ,
Словно зверь, когда-то гИБКИЙ,
На следы своих же лАП.
(О. Мандельштам «Век»)

При другом несовпадении рифма будет отсутствовать: стОйка – стАйка, лИст – тОст – не рифмуются.

Все, что сказано выше, относится к классической рифме 19 века. Символисты значительно расширили это понятие, но об этом поговорим в Лекции № 12 «Неклассические рифмы».


КАТАЛОГ

Каталог Школы Поэзии -
Школа индивидуального обучения -

«ШКОЛА ПОЭЗИИ»
 
Обращение -
Лекция 1. Поэзия и проза. «Легкость» творчества -
      Задание к Лекции 1 -
Лекция 2. Откуда берутся идеи и чувства -
      Задание к Лекции 2 -
Лекция 3. Выбор и сочетание слов -
      Задание к Лекции 3 -
Лекция 4. Благозвучие и звукопись -
      Задание к Лекции 4 -  
Лекция 5. Ритм и метр -
Лекция 6. Размеры -
      Задание к Лекции 6 -  
Лекция 7. Стопы -
      Задание к Лекции 7 -   
Лекция 8. Неклассическое стихосложение -
      Задание к Лекции 8 -     
Лекция 9. Понятие рифмы -
Лекция 10. Виды рифм -  
      Задание к Лекции 10 -     
Лекция 11. Различная ценность рифм -
Лекция 12. Неклассические рифмы -
Лекция 13. Составные и разноударные рифмы -  
      Задание к Лекции 13 -      
Лекция 14. Чередование рифм -
      Задание к Лекции 14 -

ЛЕКЦИИ О ПОЭЗИИ

Иосиф Бродский  о предназначении поэта -
Предназначение поэта - Марина Цветаева -
Мифология Ахматовой -
Двойная жизнь Бориса Пастернака -
Непоэтическая жизнь Сергея Есенина -
Георгий Иванов. На грани музыки и сна -
Максимилиан Волошин - цена поэзии -
Андрей Белый - личное и творческое -
Детский поэт без детства (Саша Черный) -
Зинаида Гиппиус - время и судьба -
Даниил Хармс -
Ангел смерти - Эдуард Багрицкий -
Белла Ахмадулина -
Сергей Гандлевский о поэтическом даре -
Алексей Парщиков. Поэт в современном мире -
Неизвестный Некрасов -
Безумная жизнь Рембо -
Гийом Аполлинер - трепанация сюрреализма -
Множество форм я сменил, пока не обрел свободу -

СТИХИ ПОЭТОВ
Марина Цветаева - #6
Осип Мандельштам - #9
Николай Гумилев - #10
Саша Черный - #4
Георгий Иванов - #5
Владимир Набоков - #13
Владислав Ходасевич - #8
Максимилиан Волошин - #14
Даниил Хармс - #7
Николай Олейников - #11
Франсуа Вийон - #12 

Спонсоры Школы Поэзии - #2






http://stihi.ru/2012/11/05/6665




Отзывов 0    Просмотров  


Другие новости по теме:



Школа Поэзии -2 - Лекция 5. Ритм и метр
   

Школа Поэзии -2 - Лекция 5. Ритм и метр
   

Школа Поэзии -2 - Лекция 10. Виды рифм
   

Школа Поэзии -2 - Лекция 10. Виды рифм
   

Школа Поэзии -2 - Лекция 6. Размеры
   

Школа Поэзии -2 - Лекция 1. Поэзия и проза. Отличие поэта от непоэта
   

Комментарии