Перейти на главную страницу

Менюшка
Меню портала




 

Дружественные сайты

_____________________________

» » Школа Поэзии -2 - Лекция 6. Размеры

Школа Поэзии -2 - Лекция 6. Размеры

Лекция № 6

РАЗМЕРЫ

Схематически размеры можно выразить следующим образом:
ДВУХСЛОЖНЫЕ:
Хорей:
/ -
Ямб:
- /
ТРЕХСЛОЖНЫЕ:
Дактиль:
/ - -
Анапест:
- - /
Амфибрахий:
- / -

Музыка их различна.
Музыка ЯМБА бодрая и очень гибкая. Его очень любили Пушкин и Лермонтов.

я ЖДАЛ. и ВОТ в те-НИ ноч-НОЙ
вра-ГА по-ЧУ-ял ОН, и ВОЙ
про-ТЯЖ-ный ЖА-лоб-НЫЙ, как СТОН,
раз-ДАЛ-ся ВДРУГ… и НА-чал ОН
сер-ДИ-то ЛА-пой РЫТЬ пе-СОК,
встал НА ды-БЫ, по-ТОМ при-ЛЕГ,
и ПЕР-вый БЕ-ше-НЫЙ ска-ЧОК
мне СТРАШ-ной СМЕР-ти-Ю гро-ЗИЛ…
но Я е-ГО пре-ДУП-ре-ДИЛ.
(М.Лермонтов, «Мцыри»)

ХОРЕЙ – падающий размер, но минор в нем, в отличие от дактиля, менее заметен, т.к. он имеет всего два слога. Музыка хорея поэтому иногда грустная, иногда веселая.
ДАКТИЛЬ – очень минорный метр, как и хорей относится к ПАДАЮЩИМ размерам. Сила голоса, сосредоточенная на первом слоге, к концу ослабевает.

ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки!

АНАПЕСТ – размер подымающийся. В нем первые два слога – безударные, а последний – ударный.
АМФИБРАХИЙ – трехсложный размер с ударением на средний слог (до-РО-га, са-ПОЖ-ник). Его музыка отличается плавностью, либо легким качанием.

По-СИ-ним вол-НАМ о-ке-А-на,
Лишь ЗВЕЗ-ды блес-НУТ в не бе-САХ,
Ко-РАБЛЬ о-ди-НО-кий не-СЕТ-ся,
Не-СЕТ-ся на-ВСЕХ па-ру-САХ.
(М.Лермонтов «Воздушный корабль»)

Попробуем на практике определить метр отрывка из седьмой главы «Евгения Онегина» А.Пушкина.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.

Его ритмический узор будет иметь следующий вид:
- / - / - - - / -
- / - / - / - /
- / - / - - - / -
- - - / - - -/

Явно не прослеживается однообразия.
Попробуем применить к стихотворению хореический ритм.

ГО-ни МЫ-веш НИ-ми ЛУ-ча МИ…

Явно метрические ударения не совпадают с логическими.
Попробуем анапест:

Го-ни-МЫ веш-ни-МИ лу-ча-МИ.

Опять несовпадение.

Амфибрахий:

го-НИ-мы веш-НИ-ми лу-ЧА-ми

Явное несоответствие, также как и дактилю.

Только ямб – двухсложный размер с ударением на втором слоге позволяет прочитать стихотворение не нарушая его смысла.

го-НИ-мы ВЕШ-ни-МИ лу-ЧА-ми,
с ок-РЕСТ-ных ГОР у-ЖЕ сне-ГА
сбе-ЖА-ли МУТ-ны-МИ ручь-Я-ми
на-ПО-топ-ЛЕН-ны-Е лу-ГА

- / - / - / - / -
- / - / - / - /
- / - / - / - / -
- / - / - / - /

Нарушение ритма, если оно имеется, сразу же можно определить на слух. Например, немного изменим вторую строчку:

с ок-РЕСТ-ных ГОР-ок у-ЖЕ сне-ГА

- / - / - - / - /

Сбивку ритма можно также легко определить проговорив стихотворение вслух или разложив на метры.


ПЕОНЫ

Кратко пройдемся по пеонам.
Это четырехсложные метры. В зависимости от места расположения ударения они делятся на:
ПЕРВЫЙ ПЕОН
/ - - - (маленькая, славненький)
ВТОРОЙ ПЕОН
- / - - (фонарики)
ТРЕТИЙ ПЕОН
- - / - (Лизавета не отпета)
ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕОН
- - - / (переверни)

Пеоны возникли из-за многосложных слов (многоэтажный, разбойники и т.п.), на которые падает несколько ударений, т.е. одно слово содержит несколько ямбических или хореических стоп. При чтении второе ударение проглатывается и получается новый четырехсложный размер.

кто при звез-ДАХ и при лу-НЕ
так позд-но Е-дет на ко-НЕ?
чей э-то КОНЬ не-у-то-МИ-мый
бе-жит в сте-ПИ не-о-боз-РИ-мой?
ка-зак на СЕ-вер дер-жит ПУТЬ,
ка-зак не ХО-чет от-дох-НУТЬ
ни в чис-том ПОЛЕ, ни в дуб-РА-ве,
ни при о-ПАС-ной пе-ре-ПРА-ве.

Хотя некоторые строчки поэмы А.Пушкина «Полтава» можно прочитать и в ямбическом ритме, но большинство строк будет читаться более естественно при ударении через три слога на четвертый.
Расширение ямба до пеона делает музыку стихотворения более плавной.
Выдержать пеонами все стихотворение достаточно трудно. В качестве примера можно привести стихотворение Игоря Северянина «В парке плакала девочка», написанное сочетанием третьего и второго пеонов.

В парке ПЛАкала Девочка: «ПосмотРИ-ка ты ПАпочка,
У хоРОшенькой ЛАсточки переЛОМлена ЛАпочка, -
Я возьму птичку бедную и в платочек укутаю…»
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы и шалости
Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

Справедливости ради надо сказать, что существуют еще два размера, доставшиеся нам в наследство от греков – ГЕКЗАМЕТР и ПЕНТАМЕТР.
(Гекзаметр - это метрика волны, набегающей на берег.)
Гекзаметром написаны «Илиада» и «Одиссея».
В качестве примера пентаметра можно привести стихотворение Пушкина «Царскосельская статуя».

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.


КАТАЛОГ

Школа индивидуального обучения -

«ШКОЛА ПОЭЗИИ»
 
Обращение -
Лекция 1. Поэзия и проза. «Легкость» творчества -
      Задание к Лекции 1 -
Лекция 2. Откуда берутся идеи и чувства -
      Задание к Лекции 2 -
Лекция 3. Выбор и сочетание слов -
      Задание к Лекции 3 -
Лекция 4. Благозвучие и звукопись -
      Задание к Лекции 4 -  
Лекция 5. Ритм и метр -
Лекция 6. Размеры -
      Задание к Лекции 6 -  
Лекция 7. Стопы -
      Задание к Лекции 7 -   
Лекция 8. Неклассическое стихосложение -
      Задание к Лекции 8 -     
Лекция 9. Понятие рифмы -
Лекция 10. Виды рифм -  
      Задание к Лекции 10 -     
Лекция 11. Различная ценность рифм -
Лекция 12. Неклассические рифмы -
Лекция 13. Составные и разноударные рифмы -  
      Задание к Лекции 13 -      
Лекция 14. Чередование рифм -
      Задание к Лекции 14 -

ЛЕКЦИИ О ПОЭЗИИ

Предназначение поэта - Марина Цветаева -
Мифология Ахматовой -
Двойная жизнь Бориса Пастернака -
Непоэтическая жизнь Сергея Есенина -
Георгий Иванов. На грани музыки и сна -
Максимилиан Волошин - цена поэзии -
Андрей Белый - личное и творческое -
Детский поэт без детства -
Зинаида Гиппиус - время и судьба -
Даниил Хармс -
Множество форм я сменил, пока не обрел свободу -   






http://stihi.ru/2012/10/31/7879




Отзывов 0    Просмотров  


Другие новости по теме:



Школа Поэзии -2 - Лекция 5. Ритм и метр
   

Школа Поэзии -2 - Лекция 5. Ритм и метр
   

Школа Поэзии -2 - Лекция 9. Понятие рифмы
   

Школа Поэзии -2 - Лекция 10. Виды рифм
   

Школа Поэзии -2 - Лекция 10. Виды рифм
   

Лекции о Прусте (психологическая топология пути)
   

Комментарии