Перейти на главную страницу

Менюшка
Меню портала




 

Дружественные сайты

_____________________________

» » Школа Поэзии -2 - Лекция 5. Ритм и метр

Школа Поэзии -2 - Лекция 5. Ритм и метр

Лекция № 5

РИТМ И МЕТР

Стихами обычно называют мерную, ритмическую, музыкальную речь.
Ритмика и музыкальность не возникают сами по себе – они следствие определенным образом расставленных ударных и безударных слогов.
Большинство начинающих поэтов начинают писать стихи еще до знакомства с теорией, подражая музыке прочитанных ранее произведений. Но это, во-первых, приводит к досадным сбоям, почти всегда присутствующим в таких стихотворениях. А, во-вторых, ограничивает круг используемых размеров самыми простейшими – обычно двусложными. Из-за этого, стихи получаются монотонными и однообразными.
Суть любого искусства состоит из ремесла и вдохновения. Чтобы выразить что-то необходимо овладеть первичными навыками.
Применительно к поэзии под ремеслом, прежде всего, следует понимать овладение азами метрики и рифм.

……. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию…

И хотя Сальери у Пушкина герой скорее отрицательный, тем не менее, хорошим ремесленником был не только он, но и Моцарт. Главное различие заключалось во второй составляющей – вдохновении.
***
Музыка в стихах достигается чередованием ударных и безударных слогов.

ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки!
СТЕПЬ-ю ла-ЗУР-но-ю, ЦЕПЬ-ю жем-ЧУЖ-но-ю
МЧИ-тесь вы, БУД-то как Я же, изг-НАН-ни-ки
С МИ-ло-го СЕ-ве-ра В СТО-ро-ну ЮЖ-ну-ю.

Легко заметить, что основу музыкального ритма стихотворения М.Лермонтова составляет чередование ударного и последующих за ним двух безударных слогов.
Такое чередование ударных и безударных слогов создает РИТМ стихотворения. Мерой стихотворной речи является МЕТР, имеющий пять различных размеров. Этими пятью метрами измеряется стихотворный ритм.
НО РИТМ И МЕТР ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ. 
Посмотрим на стихотворение «Бесы» А.Пушкина.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи…

Эта строка явно написана двухсложным размером с ударением на первом слоге (хорей) и размер в ней совпал с ритмом. Но посмотрим дальше.

МЧАТся ТУчи, ВЬЮТся Тучи;
НевиДИМкою луНА
ОсвеЩАет СНЕГ леТУчий;
МУтно НЕбо, НОЧЬ мутНА.

Ритмический рисунок этого стихотворения будет следующим:

/ - / - / - / -
- - / - - - /
- - / -/ - / -
/ - / - / - /

Однако, если прочитать его на счет раз-два, отбивая ритм, мы получим вполне правильное чередование ритмических отделов.

МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи
НЕ-ви ДИМ-ко Ю-лу-НА
ОС-ве ЩА-ет СНЕГ-ле ТУ-чий,
МУТ-но НЕ-бо, НОЧЬ-мут-НА.

/ - / - / - / -
/ - / - / - /
/ - / - / - / -
/ - / - / - /

Т.е. все мерой ритма этого стихотворения является двухсложный метр с ударением на первом слоге (хорей).
Сопоставив ритм и метр, мы найдем весьма существенные различия.

/ - / - / - / -           / - / - / - / -
- - / - - - /             / - / - / - /
- - / -/ - / -            / - / - / - / -
/ - / - / - /             / - / - / - /

РИТМ стихотворения - есть величина переменная и может изменяться, метр же, как измеритель его, постоянен и неизменен.
Более того, если прочитать те же «Бесы» в метрическом ритме на счет РАЗ-два, то получим ужасающую, монотонную картину.
Еще раз повторим. Ритмический рисунок стихотворения образуют естественные ударения в используемых словах, а метр получается добавлением к ним «побочных» ударений.


КАТАЛОГ

Школа индивидуального обучения -

«ШКОЛА ПОЭЗИИ»
 
Обращение -
Лекция 1. Поэзия и проза. «Легкость» творчества -
      Задание к Лекции 1 -
Лекция 2. Откуда берутся идеи и чувства -
      Задание к Лекции 2 -
Лекция 3. Выбор и сочетание слов -
      Задание к Лекции 3 -
Лекция 4. Благозвучие и звукопись -
      Задание к Лекции 4 -  
Лекция 5. Ритм и метр -
Лекция 6. Размеры -
      Задание к Лекции 6 -  
Лекция 7. Стопы -
      Задание к Лекции 7 -   
Лекция 8. Неклассическое стихосложение -
      Задание к Лекции 8 -     
Лекция 9. Понятие рифмы -
Лекция 10. Виды рифм -  
      Задание к Лекции 10 -     
Лекция 11. Различная ценность рифм -
Лекция 12. Неклассические рифмы -
Лекция 13. Составные и разноударные рифмы -  
      Задание к Лекции 13 -      
Лекция 14. Чередование рифм -
      Задание к Лекции 14 -

ЛЕКЦИИ О ПОЭЗИИ

Иосиф Бродский  о предназначении поэта -
Предназначение поэта - Марина Цветаева -
Мифология Ахматовой -
Двойная жизнь Бориса Пастернака -
Непоэтическая жизнь Сергея Есенина -
Георгий Иванов. На грани музыки и сна -
Максимилиан Волошин - цена поэзии -
Андрей Белый - личное и творческое -
Детский поэт без детства (Саша Черный) -
Зинаида Гиппиус - время и судьба -
Даниил Хармс -
Ангел смерти - Эдуард Багрицкий -
Сергей Гандлевский о поэтическом даре -
Алексей Парщиков. Поэт в современном мире -
Множество форм я сменил, пока не обрел свободу -

Спонсоры Школы Поэзии - #2






http://stihi.ru/2012/10/30/8328




Отзывов 0    Просмотров  


Другие новости по теме:



Школа Поэзии -2 - Лекция 5. Ритм и метр
   

Школа Поэзии -2 - Лекция 6. Размеры
   

Школа Поэзии -2 - Лекция 9. Понятие рифмы
   

Школа Поэзии -2 - Лекция 10. Виды рифм
   

Школа Поэзии -2 - Лекция 10. Виды рифм
   

Лекции о Прусте (психологическая топология пути)
   

Комментарии