МОСКВА, 28 авг — РИА Новости. Ужесточение наказания — увеличение сроков лишения свободы для водителей, управлявших автомобилем в нетрезвом виде, что предлагают сделать депутаты ЛДПР в Госдуме, нисколько не поможет борьбе с пьянством за рулем и только увеличит коррупцию, считают опрошенные РИА Новости эксперты
Во вторник стало известно, что депутаты фракции ЛДПР внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, ужесточающий наказание для автомобилистов, которые, управляя машиной в нетрезвом виде, спровоцировали ДТП с жертвами. Как рассказал РИА Новости один из авторов законодательной инициативы, замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов, документом предлагается установить срок тюремного заключения от трех до девяти лет, если погиб один человек, и от пяти до 15 лет, если жертв было несколько.
В настоящее время нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, совершенное в состоянии алкогольного опьянения и повлекшее за собой смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением водительских прав до трех лет. Если по вине нетрезвого водителя погибли два человека и более, то автомобилист может быть приговорен к лишению свободы до девяти лет, также с лишением водительских прав до трех лет, либо к принудительным работам на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на тот же срок.
«Как показывает практика, никакое ужесточение санкций не приводит к желаемым результатам. Если все было бы так просто, надо было бы вообще все санкции по административным и уголовным составам просто увеличить бы в 10 раз — где пять лет, там сделать 50, где 5 тысяч рублей штрафа, сделать полмиллиона, и все проблемы бы разрешились. Так рассуждают, видимо, депутаты. Но, к сожалению, все не так», — заявил РИА Новости президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
По его словам, когда человек выпьет и захочет сесть за руль, его уже не остановят никакие изменения в сроках лишения свободы.
«Он не думает о том, что “семь лет — это нормально, это еще куда ни шло, можно их из жизни вычеркнуть, а вот 15 лет, которые со вчерашнего дня — нет, теперь я точно за руль не сяду”. Так не рассуждает никто. Конечно, никому не хочется ни семь, ни 15 лет сидеть», — сказал Травин.
По его словам, проблема в том, что когда водитель выпил, ему «уже абсолютно все равно, он невменяем» и принимает решения, не руководствуясь логикой.
«Это санкции для трезвых, но не для пьяных. А мы же боремся с пьяными, а не с трезвыми. Поэтому для любого напившегося это не будет той мерой, которая его остановит», — считает собеседник агентства.
Вместе с тем, полагает эксперт, в случае принятия подобного законопроекта он станет «большим подспорьем следователям для их семейного бюджета». По словам Травина, когда протрезвевший водитель поймет, какой срок ему по закону «светит», то выход у него будет только один — «надо будет “говорить” со следователем».
«Потому что понятно, что когда 15 лет будет “мерещиться” на горизонте, тут не поступишься никакими деньгами», — замечает Травин.
С ним согласен представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Самарин.
«У нас уже есть уголовное наказание за данное преступление, а это спровоцирует только еще большее усиление коррупционной составляющей. На мой взгляд, кардинально каких-то изменений к лучшему эта идея не принесет», — сказал РИА Новости Самарин.
По его словам, тот, кто не злоупотребляет алкоголем, никогда не сядет за руль в нетрезвом виде, — так поступают чаще всего люди, уже делавшие это не раз и лишенные водительских прав, которым «море по колено».
«И если те меры, которые сейчас есть, их не останавливают, не думаю, что при увеличении срока будет как-то иначе», — добавил эксперт.
Разработанный либерал-демократами законопроект вносит поправки в статью 264 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Документ среди прочего предлагает исключить из части 6 этой статьи возможность назначения наказания в виде принудительных работ. Как отмечают авторы инициативы, принудительные работы являются менее тяжким видом наказания, чем лишение свободы, и с точки зрения юридической логики необходимо было либо также предусмотреть возможность установления такого наказания за смерть одного человека, либо исключить его за аналогичное преступление, повлекшее смерть нескольких человек.
Согласно приведенной либерал-демократами официальной статистике ГИБДД, в прошлом году в России по вине пьяных водителей произошло свыше 12 тысяч ДТП, в которых погибли более 2 тысяч человек и еще около 18 тысяч получили ранения.
Ранее в Госдуме была создана рабочая группа по совершенствованию законодательства, касающегося безопасности дорожного движения, которую возглавил депутат, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Он предлагает вернуть предельно допустимый уровень алкоголя в крови в 0,3 промилле и вместе с этим ужесточить наказание за вождение в состоянии алкогольного опьянения. По его словам, соответствующий законопроект будет вноситься на рассмотрение нижней палаты парламента после обсуждения на парламентских слушаниях и «круглых столах». Дмитрий Медведев, по чьей инициативе был принят «сухой закон» для водителей, ранее заявлял, что Россия пока не готова к тому, чтобы в стране было разрешено употребление даже минимума алкоголя за рулем.