МОСКВА, 16 апр- РИА Новости. Решение Страсбургского Суда по Катыни не повлияет на развитие двусторонних отношений России и Польши и не устраивает ни одну из сторон, такое мнение высказал РИА Новости глава комитета Госудмы по СНГ Леонид Слуцкий.
Страсбургский суд в понедельник огласил решение по жалобе родственников погибших военнопленных. Суд признал Россию нарушившей статью 3 (запрещение пыток) Европейской конвенции о защите прав человека, сочтя, что российские власти не предоставили некоторым из заявителей достаточно информации о судьбе их родственников. При этом судьи не стали выносить решение по жалобе на нарушение статьи 2 (право на жизнь).
Польская сторона заявила о намерении обжаловать решение в Большой палате Суда.
Комментируя принятое Страсбургским Судом решение, Слуцкий отметил, что «многие эксперты называют это решение Суда “и нашими, и вашим” я бы назвал его “ни вашим — ни нашим”. Депутат пояснил, что “ни истец, ни ответчик им (решением) не удовлетворены”.
Слуцкий считает, что “скорее всего, принимавшие решение судьи ЕСПЧ стремились не обидеть до конца Россию, и частично, удовлетворить польскую сторону”.
Глава думского комитета считает, что вопрос требует более глубокого рассмотрения. “Нужно более глубоко разобраться в вопросе, я честно, не уверен, что судьи подняли весь исторический материал”,- считает он.
Говоря о намерении польской стороны подать апелляцию, Слуцкий подчеркнул, что, “если это произойдет, мы еще раз приведем наши аргументы и я надеюсь, Суд к ним прислушается”.
Слуцкий сомневается в том, что решение Суда повлияет на развитие отношений Москвы и Варшавы. “Думаю, нет, тот непростой момент, который есть в этих отношениях, он останется”,- считает парламентарий. Вместе с тем он добавил, что “касается конструктивизации отношений на современном этапе, то она постепенно достигается, прежде всего, в экономической плоскости”.
Советские власти на протяжении нескольких десятилетий отрицали свою причастность к так называемому катынскому делу — массовому уничтожению тысяч польских военнопленных и чиновников на территории СССР, в том числе в Смоленской и Калининской (Тверской) областях, а также на Украине и в Белоруссии.
В 1944 году советская комиссия во главе с академиком Бурденко обвинила в расстреле поляков немецких оккупантов, однако весной 1990 года ТАСС распространил заявление о том, что катынское дело представляет собой “одно из тяжких преступлений сталинизма”.
Согласно рассекреченной записке председателя КГБ Александра Шелепина, в рамках спецоперации НКВД, которая производилась по постановлению ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года, было расстреляно около 22 тысяч депортированных из Польши военных и чиновников.
“Катынский вопрос” долгие годы осложнял российско-польские отношения, и в 2010 году власти РФ опубликовали электронные копии документов о расстрелянных поляках, передав Польше и материалы уголовного дела по расстрелу.
Российская сторона продолжает работу по рассекречиванию материалов катынского дела, которое вела Главная военная прокуратура (ГВП) РФ. ГВП 21 сентября 2004 года окончательно прекратила уголовное дело за смертью виновных.