МОСКВА, 20 фев — РИА Новости, Мария Ганиянц. Русский музей получит ежегодный транш от благотворительного фонда «Система» в размере 30 миллионов рублей (1 миллиона долларов), который пойдет на финансирование четырех выставок, одного фестиваля и поддержку проекта «виртуальный музей», пояснили РИА Новости в пресс-службе фонда.
Транш будет проводиться в несколько этапов. По договору «Системы» и Русского музея он является частью долгосрочного соглашения о сотрудничестве 2003 года, по которому ОАО АФК «Система» и дочерние компании корпорации оказывают Русскому музею поддержку путем прямого финансирования и предоставления услуг на общую сумму 10 миллионов долларов. В частности, «Система» поддерживала такие проекты музея как «Виртуальный филиал» и «Центр музейного мультимедиа».
«Сумма в 30 миллионов рублей будет потрачена на заранее оговоренные в соглашении целевые проекты. В том числе на три художественные выставки в Михайловском замке, на ставшую уже традиционной выездную экспозицию в московском Царицыно, а также на ежегодный Международный фестиваль ландшафтного и садово-паркового искусства “Императорские сады России”, который проходит в Михайловском саду», — пояснил собеседник агентства. Также средства пойдут на поддержку деятельности новых электронных технологий, создание мультимедийного контента нового поколения и издание каталогов.
Вопрос о финансировании отечественных музеев — один из самых острых в сфере культуры. Денег музеям не хватает, а зарабатывать они могут фактически только на билетах и экскурсиях и на правах на использование изображений, что в среднем приносит от 10-15% годового бюджета музея.
Бюджет Русского музея, который имеет статус федерального государственного бюджетного учреждения культуры, составляет порядка 700-800 миллионов рублей в год — именно столько музей получает на текущую деятельность. Еще порядка 200-250 миллионов рублей музей зарабатывает самостоятельно и получает от донаторов.
Но так как большинство музеев — федеральные учреждения, то даже такая простая вещь как производство сувенирной продукции, для них проблематично. По федеральному закону №94 ФЗ музей обязан проводить все свои заказы через тендеры и торги.
Всего два отечественных музея — Эрмитаж и Петергоф — создали эндаументы (фонды целевого капитала). Остальные же довольствуются дополнительными средствами, которые им дают попечители на целевые траты, такие как проведение выставок или закупка особо важных произведений искусства.