МОСКВА, 21 мар — РИА Новости, Мария Ганиянц. Эрмитаж планирует увеличить фонд целевого капитала (эндаумент), который на сегодняшний день является крупнейшим среди российских музеев, за счет лотереи и доходов от благотворительных вечеров, рассказал в интервью РИА Новости гендиректор музея Михаил Пиотровский.
Эндаументы, или фонды целевого капитала, формируются за счет пожертвований, причем основной капитал неотчуждаем, а музей получает лишь проценты. На таком принципе основано финансирование Британского музея, Лувра и MoMA.
«Люди разного направления и разного уровня могут участвовать в эндаументе, не обязательно очень богатые. В эту пятницу в Лондоне будет заседание Попечительского совета Эрмитажа, где мы будем обсуждать методы, которыми будем привлекать деньги для увеличения целевого фонда музея. Мы эти деньги должны собирать разными способами, например, на благотворительных вечерах, или через лотерею», — рассказал директор Эрмитажа, добавив, что это пример того, как общество может содержать культуру.
Пиотровский пояснил, что на эту же пятницу запланирован большой благотворительный вечер The London Friends Of The Hermitage, и часть доходов от вечера будет перечислена в эндаумент-фонд.
«Мы каждый год проводим благотворительные вечера в самом Эрмитаже и, как сейчас в Лондоне, вместе с ними — аукционы современного искусства. Раньше доходы от мероприятий были направлены на оборудование Главного штаба, теперь часть пойдет в эндаумент», — пояснил собеседник агентства.
Основные средства, которые будут собраны в рамках предстоящего благотворительного вечера в Лондоне, планируется пустить на выставку Сантьяго Калатрава Вальс (Santiago Calatrava Valls), испанского архитектора и скульптора, автора многих футуристических построек в разных странах мира — она откроется в основном здании Эрмитажа, а также на выставку братьев Чапменов в Главном штабе.
Пиотровский признался, что у Эрмитажа есть идея сделать лотерею, правда не по аналогии с Национальной лотереей Великобритании (значительная часть доходов которой идет на содержание музеев страны), так как в России, по его мнению, это пока невозможно. «Но есть возможность создания локальных лотерей. Мы в Британии будем беседовать о том, как это правильно организовать», — добавил он.
В России эндаументны разрешены с 2004 года, но учредили их всего три музея — ГМИИ имени Пушкина, Эрмитаж и Петергоф; в действительности средства переданы в управление компаниям только у последних двух. Только у Эрмитажа можно всерьез говорить о значительном, с точки зрения возможных дивидендов, размере фонда — он составляет пять миллионов долларов. Хорошая доходность российского эндаумента — 10% в год. Поэтому основной капитал должен быть очень существенным, чтобы доход от него мог покрыть значительную часть расходов. На серьезные дивиденды можно будет рассчитывать, когда, как обещал глава попечительского совета музея Владимир Потанин, в фонде будет 20-30 миллионов долларов.
По решению совета учредителей можно тратить маленький процент основного капитала, но, если капитал становится меньше установленного уставом, фонд может быть расформирован, однако деньги даритель назад не получить не может.
Музеи, у которых есть эндаумент-фонды, считаются более устойчивыми.
Привлечь дарителей могли бы налоговые льготы — такая система существует на Западе. Но у нас, по закону, компаниям скидок не делают, а вычеты предусмотрены лишь для частных лиц. Вычет по НДФЛ можно получить на всю сумму благотворительного пожертвования, но сам он не может превышать 25 % от годового дохода.