/uploads/posts/2011-08/Семейные архивы подтве.jpgМОСКВА, 3 окт — РИА Новости. Человек продолжает эволюционировать как вид, несмотря на «противодействие» общественного отбора, заявляют канадские ученые в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences
Эммануэль Мило (Emmanuel Milot) из Университета провинции Квебек в Монреале (Канада) и его коллеги пришли к такому выводу, проследив за средним возрастом женщины, родившей первого ребенка, в относительно замкнутой франко-канадской общине острова Иль-о-Кудре.
Считается, что естественный отбор прекратил играть ведущую роль в развитии человечества после того, как люди начали осваивать азы технологий и жить в организованном обществе. Некоторые ученые считают, что это далеко не так — основным двигателем развития человека стала так называемая микроэволюция, накопление небольших мутаций в геноме человека.
Иль-о-Кудре крайне удобен для микроэволюционных исследований из-за относительной изолированности популяции и архивов местной церкви, в которых были записаны все важнейшие демографические показатели — даты рождения, смерти и свадеб местных жителей.
Мило и его коллеги проанализировали изменения в семейной жизни женщин, вышедших замуж в промежутке между 1799 и 1940 годами. Ученые проследили за тем, как быстро женщины рожали первого ребенка после свадьбы, и сколько времени составляли «перерывы» между последующими родами.
Оказалось, что средний возраст женщины, родившей первенца, сокращался с каждым поколением — с 26 лет в 1799 году до 22 лет в начале 20 века. Как отмечается в статье, успешность продолжения рода зависела именно от этого фактора — шансы на выживание у всех детей были выше, если их мать рожала своего первенца довольно рано.
С другой стороны, чем раньше женщина рожала первого ребенка, тем меньше была ее семья. Таким образом, общая репродуктивная успешность, то есть количество детей, которых успела родить женщина за всю свою жизнь, была тем меньше, чем раньше женщина рожала своего первого ребенка.
Первая закономерность была ярче выражена, чем вторая, и поэтому общая тенденция — увеличение количества детей и уменьшение возраста молодых матерей — не прерывалась. Таким образом, сокращение среднего возраста сопровождалось одновременным разрастанием семьи с пяти до восьми детей в начале XX века.
Авторы статьи построили специальную статистическую модель, при помощи которой они отсекли все негенетические факторы, влияющие на продолжение рода. Возраст рождения первенца не потерял своего значения, в отличие от общей репродуктивной успешности.
«Наше исследование наглядно демонстрирует то, что человек как вид продолжает эволюционировать. Оно также показывает то, что последствия микроэволюции можно заметить даже через несколько поколений таких долгоживущих видов, как человек», — заключают авторы статьи.