/uploads/posts/2011-08/Люди и неандертал.jpgМОСКВА, 12 сен — РИА Новости. Небольшие шансы на выживание у потомства смешанных браков неандертальцев и предков современных людей могут объяснить то, почему мы унаследовали лишь 1-3% генов неандертальцев, пишут швейцарские палеонтологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
В 2009 году группа ученых под руководством германского ученого Сванте Паабо (Svante Paabo) расшифровала геном неандертальцев, который был восстановлен по «обрывкам» ДНК из костей древних людей, найденных в Венгрии, Хорватии и в других странах. Паабо и его коллеги сравнили полученный геном с человеческим, и обнаружили, что современные люди унаследовали примерно 1-3% генома неандертальцев. В 2011 году другой коллектив под руководством Паабо выяснил, что неандертальцы «подарили» европейцам две трети генов иммунной системы.
Швейцарские ученые Матиас Курра (Mathias Currat) из Женевского университета и Лоран Эскоффье (Laurent Excoffier) из Бернского университета попытались понять, почему человек унаследовал лишь небольшую часть своего ДНК от неандертальцев, с которыми кроманьонцы скрещивались в ходе первых миграций из Африки в Азию и Европу, примерно 100 тысяч лет назад.
Курра и Эскоффье разработали модель скрещивания неандертальцев и кроманьонцев, в которой учитывались реальное расположение стоянок древних людей и неандертальцев, плотность населения, скорость миграции и колонизации, а также частота контактов между двумя видами людей. При помощи этой модели ученые рассмотрели два сценария. В первом опыте межвидовое скрещивание происходило только на Ближнем Востоке, а во втором ученые включили в «котел» обмена генами всех неандертальцев, обитавших в Европе и в южной части Западной и Восточной Сибири.
Как отмечают авторы статьи, ключевым параметром их модели являлась «успешность» скрещивания, которая измерялась в виде процента спариваний, которые давали здоровое потомство. Через несколько поколений ученые сравнивали количество генов неандертальцев в двух точках на виртуальной карте модели, на территории современной Франции и Китая, с реально существующим «неандертальским наследством» в геноме современных людей.
Оказалось, что небольшая доля неандертальских генов в геноме современных людей может объясняться только крайне малой «успешностью» скрещивания — в случае «ближневосточного» сценария, она не превышала 1%, а во втором случае — 2%. При этом увеличение плотности населения и частоты контактов между неандертальцами и кроманьонцами уменьшало эту вероятность еще сильнее — до 0,37% или даже 0,3%.
Кроме того, ученые полагают, что сценарий «всеобщего скрещивания» более реалистичен, чем «ближневосточный» вариант — в этом случае размеры «неандертальского наследства» у гипотетических жителей Франции и Китая были примерно одинаковы, что соответствует реальному количеству генов неандертальцев в геномах современных людей. В обратном случае европейцы получили бы больше генов неандертальцев, чем жители Азии.
По мнению Курра и Эскоффье, крайне малую долю успешных скрещиваний можно объяснить неполной совместимостью между геномами людей и неандертальцев, или же тем, что оба вида могли избегать спаривания друг с другом по другим причинам.