/uploads/posts/2011-08/???????: ? ??????.jpgГлавный тренер «Локомотива-Белогорье», бывший главный тренер сборной России по волейболу Геннадий Шипулин, приведший национальную команду к победе в Кубке мира (1999) и Мировой лиге (2002), в интервью корреспонденту агентства «Р-Спорт» дал свою оценку неудаче российской команды на чемпионате Европы, на котором специалист присутствовал только в качестве зрителя.
— Геннадий Яковлевич, вы смотрели оба матча финальной части чемпионата. На ваш взгляд, почему наши волейболисты не смогли выиграть ни в одном из них?
— Тяжело мне сказать. Я никого не хочу критиковать, но мне очень обидно, что мы проигрываем в который раз. Я не знаю, как они готовились, но я знаю одно: сборная России должна побеждать. Сегодня на площадке была уставшая команда. На них как будто висели гири. Не знаю, как был организован тренировочный процесс, но мне кажется, что надо подводить команду к такому важному турниру в свежем состоянии. А то они все устали, у них в полную силу играли два с половиной человека. А многие были даже не подыграны. И задействованы, надо признать, в сборной не самые сильные волейболисты страны, нарушена преемственность поколений, нет ни одного ветерана в команде.
— А Тарас Хтей?
— Он, конечно, уже не молодой игрок, но и не старый. Но (Владимир) Алекно (главный тренер сборной России) его еле-еле восстановил в сборной, в Пекин-то (на Олимпиаду) ведь его не взяли. (Алексей) Казаков всю подготовку прошел, но его почему-то тоже не взяли. Вообще мне кажется, что в команде очень слабый менеджмент: начиная с главного менеджера, который мало общается с игроками. А менеджеры ведь должны дружить с волейболистами. А в команде постоянно меняются доктора, тренеры. Алекно помогает итальянец, а уважаемый специалист (Олег) Молибога наверняка уже не участвует в тренировочном процессе.
— Он ведь заявлен в качестве ассистента главного тренера…
— Я не знаю, в какой степени он участвует в тренировочном процессе. Но мне кажется, что в команде чрезвычайно строгая обстановка. Причем знаю я это не понаслышке, у меня ведь там мои ребята играют. Некоторые не видели детей, жен, семью по пять месяцев. Лучше всего было бы не устраивать сборы в Анапе, ведь можно сначала готовиться в Белгороде, потом – в Москве. Ребята хотя бы смогли побыть с родными. Более того, в день было по три тренировки, волейболисты все лето пахали. И все насмарку. Если сегодня чемпионат Европы не выиграли, то я не знаю, когда наступит лучший момент для этого. Видимо, они что-то неправильно делают. Например, летают не теми самолетами. Логистика порой устроена так, что приходиться добираться куда-то тремя рейсами. А ведь это очень сильно изматывает, надо думать об игроках прежде всего. А эта солдафонская система не должна быть в сборной. Вот сегодня они до сих пор ребят не отпустили отдыхать. Сербы уже стали чемпионами, а наши все еще сидят. Кому нужна эта строгость? Если бы было чемпионское звание, то можно было бы все простить, а так…
— Но ведь Мировую лигу наша команда выиграла…
— Это совсем другие соревнования. Мировая лига ничего не дает, кроме денег. Вот чемпионат Европы надо выигрывать и ехать за олимпийскими путевками. А если сербы и итальянцы не попадут в число призеров Кубка мира? Тогда вся Европа соберется в мае месяце. И будут бороться за одну путевку. А потом будут разные турниры. Это ведь опять ребят придется гонять. Я не говорю, что мы не попадем на Олимпиаду, мы обязаны туда попадать. Но это ведь лишние тренировки, выходы на пик формы, разъезды.
Ребята должны с улыбками выходить на площадку, а не перегруженными. Вот сербы – воинственная нация, и они все объединены, начиная от президента федерации и заканчивая массажистами. А мы только украдкой приезжаем, стараясь сделать так, чтобы нас не заметили. А ведь у меня здесь воспитанники играют, я должен здесь быть! А мы боимся, как бы нас не заметили. У нас нет волейбольной семьи, она исчезла. Телегу тянут в разные стороны, отношения как лебедь, рак и щука. Ведь наш клубный контракт с игроками, который мы заключаем, рассчитан на десять месяцев. Из десяти месяцев пять они проводят в сборной. А результата нет. Игроки в клуб приедут изможденные, кому-то придется восстанавливаться от травм. Как минимум пять человек здесь туристы. А многие не подыграны: ни Дмитрий Ильиных, ни Александр Бутько. Их выпускают только в крайних случаях. Вот сегодня Бутько вышел, и совсем другая игра пошла, ребята оживились. Вчера на подачу вышел Ильиных и исправил ситуацию. Но он играет ничтожно мало. Видно, что Денис Бирюков не играет, Тарас Хтей с поломанной спиной… Надо чтобы было человек 12, которые бы играли все вместе, а не только шестеро. Еще меня удивляет, что в команде не играет Вербов.
— Я говорила с Алексеем, он сказал, что готов играть за сборную. Но не зовут.
— Я считаю, что это преступление против родины. Вербов должен играть за сборную, за страну, за Россию. Почему не играют сильнейшие? Мне непонятно. Еще есть люди, которые, по моему мнению, должны играть в сборной.
— Кто, например?
— Я не буду называть фамилии. Но если бы я был (тренером), то у меня бы играли другие. Причем, наверное, добрая половина.
— А если вам предложат возглавить сборную, согласитесь?
— Нет. Об меня уже столько раз вытирали ноги. Мне непонятно, откуда взялось 18 голосов на тренерском совете, если клубов всего 12. При этом из 12 голосов только семь было дано клубам, а остальные – работникам федерации. Вот и результат, за который надо отвечать. В команде должна царить правильная атмосфера. Мы сюда приезжаем, чтобы поддержать ребят, но здесь нельзя к ним даже подойти. Хотя кто игроков поставляет? Вот шесть игроков из Белогорья. Но с такой атмосферой, которая царит в команде, не выигрывают. Игроки – не солдаты.
— После матча за третье место Владимир Алекно сказал, что ряд игроков «отнеслись нечестно к команде».
— Команда есть у сербов. У них заметен командный дух, да. И начинается командный дух с тренера, менеджера, с атмосферы в раздевалке. Волейболисты все хотят играть, просто их надо подготовить. Как может играть Дмитрий Щербинин, Ильиных, Евгений Сивожелез, если они не выходят на площадку. Их только в последний момент кидают в бой. То же с Александром Бутько. Я считаю, что, например, Сергея Гранкина не должно быть в сборной. А у нас весь сезон играли одни и те же. То, что выиграли Мировую лигу, это хорошо. Но вот чемпионат Европы мы когда-нибудь выиграем?
— Последний раз побеждала еще сборная СССР в 1991-м году.
— (Пожимает плечами).