В ФНЛ состоялся очередной судейский скандал. Их уже было великое множество, однако силы в нем на этот раз задействованы серьезные. Главный участник событий – генеральный директор «Шинника» Александр Рожнов – стоял у истоков революции в первом дивизионе. Однако сути дела это не меняет. Вскоре ветер стихнет, и все останется по-прежнему.
В матчах с участием «Мордовии» в этом году происходит слишком много шумных событий. То букмекеры снимут очередной поединок с линии, то тренеры ввяжутся в заочную перепалку на пресс-конференции, то обсудят дела наши скорбные на страницах интернет-изданий. Вот и после встречи в Ярославле тирадой в адрес отбывшего с победой соперника разразился генеральный директор «Шинника» Александр Рожнов. Точнее, претензии он предъявил не только оппоненту, но и судье Сергею Карасеву: «Я считаю, что судейство было безобразным. <…> Не назначение чистейшего пенальти в ворота соперника, постоянные необоснованные карточки нашим игрокам, нежелание бороться с затяжкой времени соперником… Вся игра нашей команды постоянно висела на свистках! Хочется также заметить – там, где играет “Мордовия”, всегда есть какой-то скандал. Тут есть, над чем призадуматься».
Тут же последовал ответ из Саранска от руководства ФК «Мордовия»: «Трудно понять, какова роль “Мордовии” в том скандале, который сам Рожнов и устроил в подтрибунном помещении после окончания матча в Ярославле. Более того, теперь мы опасаемся и даже очень “боимся” давать какие-либо комментарии о произошедшем, так как, судя по словам гендиректора “Шинника” Александра Рожнова, он сегодня всесилен, все руководство РФС и ФНЛ было назначено исключительно благодаря его стараниям, и он может пролоббировать любое необходимое для себя решение, которое может быть направлено против нас».
В общем, типичный скандал на кухне коммунальной квартиры. Аргументы сторон можно свести к простой формуле: сам дурак. Но не надо всех собак вешать на одну «Мордовию». Стоит посмотреть шире. Речь совсем не о конкретной команде. Эпизодов, когда судья методично «убивает» одного участника матча и тащит за уши другого, любой зритель вспомнит великое множество. Навскидку могу привести работу Тимура Арсланбекова во встрече первого круга «Динамо» – «Алания». Там не было спорных пенальти, назначенных или нет, которые решили исход противостояния. А что же тогда можно предъявить арбитру? В том то и дело, что по закону – ничего. Был «художественный свист». Термин музыкальный. Предлагаю его передрать в наши палестины. Человек в черном «сажает на свисток» одну команду и «гонит за Можай».
Некоторые арбитры выполняют черную работу «умело», другие с трудом выдавливают из себя артиста. Ну, не дано. Один из лайнсменов, которые обслуживают первую лигу, поделился как-то мнением по поводу очередного скандала: «Не умеешь, не бери». Именно так – не бери. Такой вот профессиональный сленг со своими присказками и поговорками. Они не считают зазорным обсуждать такие нюансы своей профессии с посторонними людьми. Когда им об этом говоришь, следует наглое заявление – а что ты с этим сделаешь? Не поспоришь.
Отдельных личностей быстро и надолго запоминаешь, как того же Карасева – уж больно ярко себя проявляют, да и не в первый раз. Но в целом, я, например, не знаю истории взаимоотношений конкретных арбитров с командами, включая все дисквалификации и отметки за хорошую работу. Дело в том, что мало среди них личностей. Вот Игорь Егоров – личность. Можно вспомнить еще несколько человек из премьер-лиги. В ФНЛ с этим уже труднее. Из положительных примеров приведу работу москвича Владимира Рогулева. В матче «Динамо» – «КАМАЗ» он выполнял свои обязанности образцово. Давал футболистам бороться, не влезал в игру. Но как только появлялся малейший намек на грубость, тут же останавливал встречу и занимался разъяснительной работой. Этакая английская манера. И во всех эпизодах он оказывался рядом с мячом. Добавлю, что сужу только по одной встрече.
Значит, квалифицированно работать наш судейский корпус в принципе может. Только периодически на них действуют некие местные климатические особенности. Лучше читателя нашего сайта с ником BJlaD эти особенности описать трудно. Выразил человек мнение очень емко. Стилистика и орфография автора сохранена: «Всем известно, что команды перед игрой заносят судьям мешок денег, “за честную игру”, арбитр этот факт оценивает и помогает тем, кто ратует за “честность” больше. Где штрафной левый назначит, где флажок не поднимет. Судьи типа Карасева слишком не борзеют, берут немного себе, помощникам, инспектору, а остальное относят в Коллегию арбитров. Там это ценят, поэтому назначают таких судей на большее количество игр, матчи лидеров, принципиальные игры, где крутятся деньги и играют клубы, готовые платить много».
Можно на такое жизнеописание обидеться, можно сказать, что это плод больной фантазии. Как бы то ни было, так и только так воспринимают нашу футбольную действительность болельщики. И мнение читателя со звучным ником — не единичный пример, а типичный. У журналистов, тренеров и функционеров будут свои взгляды на судейскую проблему, но вряд ли кто-то станет спорить с тем, что отношение к судьям уничижительное. Их не уважают. И никаких действий ни одна из заинтересованных сторон не предпринимает.
Ничем не закончится и этот скандал после матча «Шинник» – «Мордовия». Поговорят люди футбольные и успокоятся. «Хай брешут», – гласит известный анекдот. Тем не менее, учитывать такие факторы участники чемпионата просто обязаны. Раз никаких доказательств нет, то судачить болельщики могут сколько угодно, а команды должны просто принять к сведению все обстоятельства. Фактор судейства – такая же часть российского футбольного пейзажа, как и плохие поля ранней весной или акклиматизация после дальних перелетов. Вот они и учитывают, стараясь быть стороной сильной, а не той, которую обижают. Сами порождают проблемы и сами от них страдают.