В последнее время в армянском обществе стали все чаще звучать мнения о необходимости отказаться от посредничества Минской группы ОБСЕ в урегулировании нагорно-карабахского онфликта и выходе Армении из переговорного процесса под эгидой МГ, сказал в понедельник Trend директор Центра политических инноваций и технологий политолог Мубариз Ахмедоглу.
По его словам, третий пункт постановления, принятого парламентом Армении после обсуждения вопроса об экстрадиции и помиловании азербайджанского офицера Рамиля Сафарова, фактически сводит к нулю возможности Минской группы.
«Официальным постановлением армянский парламент узаконил позицию Армении, заключающуюся в том, что Нагорный Карабах не может быть в составе Азербайджана. А это противоречит мандату и полномочиям Минской группы ОБСЕ. Главная ее функция заключается в определении статуса Нагорного Карабаха, и этот вопрос находится в ее монополии. Ни одна из сторон без разрешения Минской группы ОБСЕ не может предпринять шаги, влияющие на статус Нагорного Карабаха. Ереван же считает, что для определения статуса Нагорного Карабаха нет необходимости в Минской группе», — сказал политолог.
По его словам, отказ от услуг МГ со стороны Армении сыграет на руку Азербайджану, так как это может создать новый этап в урегулировании нагорно-карабахской проблемы.
«Урегулированием нагорно-карабахского конфликта может заняться ООН. В ООН решения принимаются по смешанному механизму, кроме того, эта организация — единственная структура, обладающая правом выступать в роли арбитра. ООН, заручившись гарантией от Азербайджана об обеспечении безопасности армян Нагорного Карабаха, может узаконить возвращение оккупированных территорий в состав Азербайджана», — сказал Ахмедоглу.
В такой ситуации Армении будет вынуждена предпринять другие шаги, считает он.
«Для сохранения своей посреднической миссии МГ ОБСЕ, действующая по принципу консенсуса, должна добиться отмены решение, принятого армянским парламентом. Кроме того, МГ должна отозвать свое предложение об отводе с линии соприкосновения войск снайперов, предложение, направленное на оказание психологического давления на Азербайджан. Армения может согласиться на подписание Большого мирного соглашения, предоставляющего возможность для начала практического этапа урегулирования нагорно-карабахского конфликта», — сказал Ахмедоглу.
По его словам, если Армения подпишет Большое мирное соглашение, то тогда отвод снайперов можно обсуждать как первый шаг на пути практического урегулирования конфликта.
«Для Еревана решение нагорно-карабахского конфликта важно еще и потому, что это, во-первых, позволит уменьшить отток армян из страны, а во-вторых, привлечь инвестиции в Армению, не исключено, что и азербайджанские. Азербайджанские инвестиции могут создать новую социально-экономическую ситуацию в Армении.
У руководства Армении есть один выход из сложившейся ситуации: за короткое время решить нагорно-карабахский конфликт. А Азербайджан обладает множеством возможностей и ресурсов, чтобы повлиять на процессы, идущие в регионе, в том числе, на урегулирование нагорно-карабахского конфликта», — добавил Ахмедоглу.
Конфликт между двумя южно-кавказскими странами возник в 1988 году ввиду территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов — 20 процентов территории Азербайджана — находятся под оккупацией вооруженных сил Армении.
В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня, и до сих пор под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры.
Азербайджан, Баку, 24 сентября /корр. Trend М.Алиев/