Как объяснили коммунальники, только за воду «стопроцентники» сейчас платят почти сто процентов. За остальное — недоплачивают
В начале сентября мы пытались разобраться, почему весь год дорожают «стопроцентные» тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Доллар растет небыстро, энергоресурсы в валютном эквиваленте даже подешевели, а стопроцентная коммуналка (ее платят те, в чьей квартире никто не прописан) — растет. «Комсомолка» тогда послала официальный запрос в Министерство жилищно-коммунального хозяйства с просьбой объяснить этот парадокс. И вот ответ из министерства пришел.
Из него следует: весь кризисный 2011 год, когда цены на топливо росли в белорусских рублях, а значит, существенно выросли затраты на коммуналку, тарифы правительство на «стопроцентную коммуналку» не повышало. Потому что доходы у населения упали. А сейчас доходы подросли, и «стопроцентная коммуналка» растет вслед за ними.
То есть формулировка «тарифы, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат» вовсе не означает, что эти тарифы действительно соответствуют этим экономическим затратам.
Как объяснили коммунальники, только за воду «стопроцентники» сейчас платят почти сто процентов. За остальное — недоплачивают.
Например, по данным Белэнерго, себестоимость гигакалории — 39 долларов, это сейчас 327,6 тысячи рублей. Получается, даже «стопроцентники» платят за отопление и подогрев воды вдвое меньше себестоимости. А один киловатт-час электроэнергии, опять же по данным Белэнерго, стоит 9,7 цента. Это 814 рублей. Жильцы не возмещают энергетикам и трети их затрат.
Грубые подсчеты показывают: если бы мы действительно возмещали себестоимость коммунальных услуг на все 100%, итоговая цифра в жировке была бы примерно в 3 раза больше — у «стопроцентников», и раз в шесть больше — у обычных граждан.
КСТАТИ
Министерство ЖКХ уточнило: с 1 августа 2012 года в целом население оплачивает только 16,1% затрат на коммунальные услуги.