МОСКВА, 12 сен — РИА Новости. Политологи прогнозируют, что планируемый на 15 сентября в Москве «Марш миллионов» сможет собрать несколько десятков тысяч человек, но при этом расходятся во мнении об эффективности этой акции: некоторые не видят смысла в подобных мероприятиях, поскольку, по их мнению, оппозиция не предлагает четкой повестки дня, другие считают, что это не самый главный минус. В любом случае, полагают эксперты, даже если взгляды меньшинства кажутся неконструктивными, сравнивать их действия с таким понятием, как оккупация, было бы не совсем правильно
Тележурналист Михаил Леонтьев, выступая в прямом эфире «Русской службы новостей», назвал участников протестных акций «оккупантами». Он считает, что на третий по счету «Марш миллионов» не придет много людей, поскольку это «всем надоело» и у оппозиции нет «ни одного конструктивного серьезного смыслового позитива». Организатор протестных митингов координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов опровергает обвинения в бессмысленности протеста и подчеркивает, что у оппозиции есть четко сформулированные требования. Он надеется, что акция 15 сентября станет самой массовой за последние месяцы.
Во вторник столичная мэрия и оппозиция согласовали маршрут «Марша миллионов» 15 сентября — он пройдет от станции метро «Пушкинская» по Бульварному кольцу до проспекта Сахарова, где затем состоится митинг. Акция состоится с 14.00 до 22.00.
Претензий много, но «оккупантами» называть не совсем правильно
Политологи считают, что отсутствие четкой программы действий можно поставить в вину оппозиции, однако, по мнению большинства из них, согласиться с риторикой Леонтьева нельзя.
Ведущий эксперт центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов отмечает, что пока общей содержательной повестки дня и платформы у оппозиции нет, поскольку она объединяет разные силы, некоторые из которых при этом уже успели рассориться. Что же касается высказывания об оккупантах, то, по его словам, если идет «протест ради протеста», то это происходит «чтобы, по сути, просто оккупировать территорию».
«Собственно говоря, в том же самом Нью-Йорке основная задача (оппозиционеров) была не в том, чтобы содержательные решения провести, а идея была захватить Уолл-Стрит. То есть, это чисто, я бы сказал, такое военное, военизированное дело — захват определенных объектов и территорий. Но, как показывает практика, это к серьезным изменениям не приводит. Наоборот, это приводит к тому, что значительная часть умеренных людей разочаровывается», — сказал Абзалов.
Директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков сказал РИА Новости, что у него больше, чем у Леонтьева, претензий к лидерам оппозиции и к тому, что они собираются или не собираются делать.
«Но по крайней мере сложно себе представить, что отсутствие программы является их самым главным минусом… Критиковать их (оппозиционеров) нужно, но без оскорблений», — сказал Хомяков.
Глава Центра прикладных исследований и программ Александр Точенов разделяет эту точку зрения.
«Можно согласиться с тем, что новых позитивных предложений у оппозиции нет. Я понимаю, откуда пошло “оккупанты” — от “ОккупайАббай”, но я не согласен с определением “оккупанты”. Пусть их меньшинство, пусть они, на чей-то взгляд, конструктивные, на чей-то взгляд — не конструктивные, но они наши граждане, они по определению не могут быть оккупантами», — отметил он.
Политолог Павел Святенков в свою очередь считает, что аргументы о большинстве-меньшинстве взяты из Америки, где давно разработан концепт молчаливого большинства, которое смотрит на протестные акции и молчит.
Он добавил, что власти необходимо понять, что вызывает недовольство граждан, и постараться исправить те общественные институты, работа которых вызывает нарекания. К ним политолог в первую очередь отнес судебную систему и МВД.
Устали, больше не придут?
Хомяков считает, что в обществе нет усталости от митингов, и людей может быть достаточно много, при этом оппозиция не понимает того, что нужно в этой ситуации.
«Митинги — это хорошо, но это не должно быть самоцелью, что надо идти в регионы, там работать, создавать базу региональную, тихонечко снизу забирать власть…» — считает эксперт.
Политолог Павел Святенков полагает, что акция 15 сентября имеет шанс стать многочисленной.
«Люди, которые выходят на подобные митинги просто потому, что они выходят, несмотря на политическую конъюнктуру или пропаганду, и я поэтому думаю, что, скорее всего, несколько десятков тысяч человек организаторам удастся собрать, несмотря на то, что активная пропагандистская кампания в сети ведется в гораздо меньшем объеме, чем было ранее накануне подобных мероприятий», — отметил он.
По мнению гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, в марше примут участие несколько десятков тысяч человек. При этом политолог не видит смысла в подобных акциях, поскольку, по его мнению, оппозиция не предлагает конкретной программы действий.
«Непонятна цель митинга, цель самого марша. Если цель — это концентрирование негативных эмоций и протестных настроений против власти, то пора уже этот протестный потенциал как-то использовать в конструктивных целях, а не только в деструктивных… Смысла я больше не вижу в этих маршах и не вижу повестки дня, которую могла бы предложить оппозиция. Возникает вопрос, зачем проводить марш, который ни на что не направлен», — сказал он.
Пока, судя по настроениям в оппозиционной среде, есть настрой на мирное проведение марша, однако все может измениться в случае, если организаторы почувствуют, что акция будет крайне малочисленной, отмечает Мухин.
«Тогда в ход пойдут и провокации со стороны особо радикально настроенных оппозиционеров, чтобы привлечь общественное внимание к этому мероприятию», — полагает политолог.
В свою очередь Хомяков надеется, что марш пройдет спокойно, и «никто не пойдет на взаимные провокации».