Мир переходит в другую экономическую и геополитическую эпоху. И переход будет длительным, непростым, а для кого-то болезненным. Такой прогноз сделал Владимир Путин.
Президент России выступил на Деловом саммите АТЭС во Владивостоке. По словам главы государства, в ближайшие годы развивающиеся рынки по темпам роста будут значительно опережать рынки развитых стран. О том, каким должно быть место России и ее партнеров в этом меняющемся мире, президент говорил не только с бизнесменами, но и с политиками.
Никого из присутствующих в зале, а это представители крупнейший корпораций мира, еще 13 лет назад сюда бы и близко не пустили. Остров Русский с его стратегическими военными объектами был надежно закрыт от посторонних.
Но теперь иностранные бизнесмены тут обедают с президентом России. И сам остров, и разговор до обеда — лучшее подтверждение тому, что открытость меняет жизнь к лучшему. И еще больше изменит, если барьеров станет меньше во всех странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Мир переходит в другую экономическую, технологическую и геополитическую эпоху. И этот переход будет длительным, непростым, а для некоторых и болезненным. Увлечение лекарством протекционизма на время снимает, конечно, болевое ощущение, симптомы, но мешает выздоровления экономики в целом. Сковывает активность в торговле и инвестициях. Напомню, что в пик кризиса в 2009 году мировая торговля сократилась на 12 процентов. Это самое большое сокращение мировой торговли с момента окончания Второй мировой войны, с 1945 года. Это, конечно, прежде всего, прямые последствия обвала финансовых рынков. Но это и плата за всплески протекционистских ограничений. Заплатить, в конечном итоге, пришлось всем», — подчеркнул Владимир Путин.
Начинать саммит с бизнес-форума — традиция АТЭС. Но никогда ранее лидер государства не приходил к предпринимательскому сообществу на полтора часа, чтобы ответить на вопросы. У делового совета они есть. В его решениях содержится упрек России: ее транспортная инфраструктура тормозит развитие региона.
Путин пообещал, что над инфраструктурой Москва работать продолжит. Побороться есть за что. Эксперты подсчитали: каждый дополнительный процент транзита товаров между Европой и Азией через Россию добавил бы в нашу экономику 1 миллиард долларов.
«Сейчас Транссибирская магистраль перевозит грузов больше, чем в рекордные советские годы, когда грузы перевозил весь Советский Союз. И не хватает этих инфраструктурных возможностей. Поэтому мы вынуждены этим заниматься. Мы будем это делать», — заверил глава российского государства.
Для России развитие Дальнего Востока — это не только вопрос прибыли. По опросам ВЦИОМ, 40 процентов населения хотели бы отсюда уехать, потому что недовольны, как регион развивается. Но теперь многое изменилось. Это оценка и международных партнеров.
«Это замечательно. Видно, что проделана огромная работа. Замечательно быть в России. Надо пользоваться возможностью узнавать об этой стране как можно больше. Создана прекрасная инфраструктура», — рассыпался в комплиментах России премьер-министр Новой Зеландии Джон Ки.
Премьер Новой Зеландии когда-то работал в американском банке Marril Lynch, с банкротства которого в 2008 году началась активная фаза кризиса. Сейчас Новая Зеландия первой начала переговоры о создании зоны свободной торговли со странами Таможенного союза — Россией, Белоруссией и Казахстаном.
Не скрывал свои эмоции от преобразившегося острова Русский и лидер Китая. Обычно сдержанный Ху Цзиньтао во время встречи жестикулировал, называл Путина другом. И говорил, что не ожидал увидеть такие мосты. К ним, действительно, долго шли, рассказал Путин бизнесменам.
«Почтовые открытки с изображением моста через бухту Золотой Рог выпущены в 1903 году, по-моему, да? И там изображен мост. Люди тогда мечтали о таком, который мы сейчас построили. В России длительные циклы в реализации проектов. Но если что сделаем, так мы сделаем основательно. Мы за 3 года построили такой Центр. Делали это целенаправленно. Не просто так: построили какие-то здания, сооружения или пятизвездочные гостиницы для того, чтобы принять моих коллег, глав правительства и государств в шикарных условиях. Все мои коллеги знают, они бывали в шикарных условиях. Мы вложили большие средства, действительно, сотни миллиардов для того, чтобы развить остров Русский, развить инфраструктуру. И создать новый Научно-образовательный центр Дальнего Востока России», — рассказал коллегам Владимир Путин.
Китайские бизнесмены задавали больше всех вопросов. Путин отнесся к этому спокойно.
«Китайцев — полтора миллиарда, вот они и действуют», — пошутил Путин.
«Хотели бы вы создать финансовый союз в Азиатско-Тихоокеанском регионе по мере ослабления доллара?» – поинтересовалась китайская журналистка.
«Я считаю, что развитие региональных резервных валют — это движение в правильном направлении. Это, мне кажется, и доллар бы стимулировало к более энергичной работе, и стабилизировало бы мировую экономику. Торговля началась уже в паре юань-рубль. Это только первые шаги», — пообещал в ответ глава российского государства.
В перерывах между дискуссиями люди в дорогих костюмах выбирали между ароматным кофе с круассанами, свежевыжатым соком, лимонадом и минералкой. Иногда, прежде чем получить напиток, приходилось ждать, пока бармен покажет номер. Ждать пока страны региона уйдут далеко вперед Россия не будет. Через десять лет бОльшая часть торгового оборота будет не с Европой, а со странами АТЭС.
Момент для продвижения своих проектов и отстаивания своей позиции сейчас удачный. В этом году Россия не только председательствует в АТЭС, но и вступила в ВТО. В следующем году Москва примет у себя «Большую двадцатку». А еще через год «Большую восьмерку».