В петербургских судах началось массированное наступление на городской закон о платной эвакуации автомобилей. Недовольные горожане в своих исках требуют уменьшить плату за перемещение машины на штрафстоянку и брать деньги с автомобилистов только после вступления в силу постановления ГИБДД или решения суда
В пятницу в городском суде Петербурга прошли прения по гражданскому делу депутата Заксобрания Александра Кобринского. Он оспаривает положение местного закона, по которому владельцу возвращают автомобиль со штрафстоянки, только когда он выплатит 2,7 тыс. рублей. Кобринский считает, что автомобилист должен платить только после вступления в силу официального постановления судьи, а не по принципу «плати сейчас, разберемся потом».
По закону постановление автоинспекции вступает в силу через 10 дней, затем оно может быть обжаловано в суде. Парламентарий предлагает отдавать владельцу машину, а деньги за ее перемещение на штрафстоянку платить, когда его официально признают нарушителем.
Как пояснил «Газете.Ru» депутат, он не согласен с пунктом 7 статьи 2 городского закона. По его мнению, этот пункт не соответствует статье 27.13 КоАП. В кодексе говорится, что нарушитель считается таковым только после решения суда, не оспоренного автомобилистом.
«Сегодня состоялись прения, — рассказал “Газете.Ru” Кобринский. — Выступила прокурор, предложила отказать мне в удовлетворении иска. Она фактически воспроизвела правовую позицию Верховного суда от 2006 года. Но эта позиция уже устарела, изменился КоАП: по-другому трактуются задержания и т.д. Выступил я, представители Законодательного собрания и губернатора. Думаю, сегодня уже будет решение суда, если судья не перенесет на следующее заседание.
Представители закса также сочли, что нормы городского закона, оспариваемые Кобринским, соответствуют федеральному законодательству и попросили суд отклонить заявленную жалобу.
Отметим, что в городском суде слушалось еще одно дело, касающееся нового закона о платной эвакуации. Иск подал представитель общественной организации автомобилистов “Свобода выбора” Александр Холодов.
Эксперт полагает, что по этому закону петербуржцы оплачивают существование эвакуаторских компаний, так и набегает чересчур большая сумма за перемещение автомобиля на штрафную стоянку — 2700 рублей.
“В петербургском законе говорится, что эта сумма компенсирует затраты на эвакуацию и обеспечивает прибыль компаниям, занятым в эвакуационном бизнесе, — рассказал Холодов „Газете.Ru“. — Но в федеральном законе сказано, что на нарушителя возлагаются только расходы на перемещение и хранение автомобиля. Получается, что петербургский закон противоречит федеральному, а депутаты закса вышли за пределы своих полномочий”.
На днях Холодов проиграл дело в Петербурге и теперь собирается обжаловать решение в Верховном суде. “Я получил решение суда и в чем состоит мотивировка, честно говоря, так и не понял, — сказал Холодов Газете.Ru, — Вроде как эвакуаторщикам не запрещается быть коммерческой организацией и поэтому они могут извлекать прибыль. На мой взгляд, это притянуто за уши. Судья просто не решилась менять городской закон. Посмотрим, что скажет Верховный суд”.
По словам Холодова, в ходе судебного заседания представители Смольного заявили, что при разработке тарифов “прибыль эвакуаторщиков они еще и не учитывали”. “Эта сумма — 2700 рублей – не содержит прибыли и чуть ли не в убыток эти бедные организации работают, — иронизирует автомобилист. – Получается, что они вынуждены будут цены поднимать. Если то, что они заявили — правда, то даже победа в суде ничего не изменит”.
Кроме того, у автолюбителей возникает вопрос — почему за перемещение автомобиля петербуржцы платят намного больше, чем в других регионах, за исключением Москвы? Получается, что наказание зависит не от степени проступка, а от места проживания нарушителя.
“В Самаре люди были недовольны, что у них тариф 1700 рублей. У нас почти в два раза больше. Нам говорят – у вас земля дороже, плата за аренду. Но машины у эвакуаторщиков во всех регионах абсолютно одинаковые, средняя зарплата в Петербурге побольше, чем по стране, конечно, но не в два раза. В Самаре работает одна компания, у нас – несколько, у каждой территория примерно как вся Самара, однако берут с нас 2700 рублей. У меня ощущение, что просто подняли вверх палец, плюнули на него и называли какую-то сумму”.
В Смольном говорят, что сумму высчитывали другим способом. Там обосновывают ценообразование всесторонним анализом. Об этом заявил начальник управления тарифного регулирования и экспертизы комитета по тарифам Санкт-Петербурга Денис Ганенков. По его словам, цены определяются после экспертизы расходов уполномоченных организаций на эвакуацию и хранение автомобилей. Анализируются минимальные расходы на содержание техники, диспетчерских служб, величина аренды на землю под спецплощадки и так далее. Учитывается повышающий коэффициент холостых поездок эвакуатора, (сколько автовладелец успевает забрать автомобиль), в зависимости от района, он составил от 1,1 до 1,3.
Как сообщил Ганенков на пресс-конференции в Агентстве бизнес-новостей, до 1 июля расходы уполномоченных организаций компенсировались за счет бюджета города и расценки были на уровне 2,6 тысяч рублей.
Чиновник Смольного на условиях анонимности заявил Газете.Ru, что подавшие иски против городского закона занимаются самопиаром.
“Закон принимался с учетом соответствия федеральному законодательству, — сказал собеседник. — Я не вижу особого смысла в исках. Это самопиар отдельных граждан. Не хотите платить до того как вас признали нарушителем — не платите. Машина будет стоять на штрафстоянке, ждать решения суда. В чем проблема? Что касается прибыли, то может быть в федеральном законе его и нет, слово „прибыль“ и не особо уместно, но компенсировать расходы компаниям, которые помогают городу бороться с пробками, необходимо”.
Городской закон “О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку…в Санкт-Петербурге” начал действовать с 1 июля 2012 год. По новому закону за эвакуацию неправильно припаркованных легковых автомобилей и мотоциклов владельцы платят 2 тыс. 700 рублей. Содержание машин на спецстоянках составляет 15 рублей за час. Эвакуация транспортных средств категорий C, D и Е стоит 16 тысяч рублей. Стоимость содержания на штрафных площадках варьирует от 30 до 90 рублей за час. Деньги поступают на счета уполномоченных компаний, которые выполняют перемещение и хранение транспортных средств. Кроме того, увеличен и штраф за нарушение правил парковки, по новому закону он составляет 3 тысячи рублей.
То, что закон будет иметь непростую судьбу, стало ясно еще во время бурного обсуждения его в законодательном собрании Петербурга.
Депутаты предлагали множество поправок, например, первые сутки бесплатно хранить автомобиль на штрафстоянке. Но в итоге приняли лишь одну поправку – о необходимости фотографировать машину до задержания и после ее доставки на стоянку. Эта норма будет действовать с 1 ноября 2012 года.
Многие эксперты сходятся на том, что новый закон не избавил город от пробок. Власти финансово ужесточили наказание, но не предложили взамен ничего нового, кроме возможности частным организациям заработать за счет владельцев автомобилей. По данным директора Ассоциации спецплощадок Бориса Вьюшкина, в Петербурге ежемесячно нарушают правила парковки около 80 тысяч автолюбителей. Но не все машины отвозят на спецплощадку, санкции применяются лишь к каждому десятому владельцу. Максимальное число задержаний достигает 8-10 тысяч автомобилей в месяц.
Автор: Никита Зея (Санкт-Петербург)