МОСКВА, 31 авг — РИА Новости. Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» станет объединяющим началом для подрастающего поколения и всего российского общества, считают представители Центрального духовного управления мусульман России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа.
С 1 сентября этого года в составе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в абсолютном большинстве российских школ в 4-м классе один час в неделю по выбору семьи школьника ему будет преподаваться один из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основ иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» или «Основы светской этики». Основы религиозных культур уже преподавались в рамках федерального эксперимента в 2009-2011 годах: первый учебный год в 19 регионах России, второй — в 21 регионе, итоги эксперимента признаны положительными всеми участниками проекта.
«Опасения (что новый предмет может внести некое разделение) не оправдались — и преподавание “Основ религиозных культур” не то что не создает какой-то дистанции, а наоборот, создает взаимопонимание между школьниками, представителями различных религиозных конфессий», — сказал РИА Новости представитель в Москве Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Шафиг Пшихачев.
По его словам, при правильном преподавании этой дисциплины многие проблемы в межнациональных и межконфессиональных отношениях, с которыми мы сталкиваемся сегодня, будут преодолены уже в школьной среде.
Первый зампредседателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтий Москвы Альбир Крганов отметил, что «конфликты происходят в большей степени от незнания друг друга», этот пробел как раз восполняет новый предмет.
«Даже на улицах столицы, как показывают опросы, люди иногда затрудняются ответить, где, например, в России расположен город Уфа, а где — Казань. То есть, людей надо просвещать, надо с детства показывать, что мы складывались именно как многонациональное, многорелигиозное государство, и в этом — наша сила и богатство», — сказал Крганов.
По его словам, к новому курсу больших нареканий нет, а положительный эффект есть серьезный — дети, обучаясь основам религиозных культур, волей-неволей вовлекают в этот процесс и родителей, представителей старшего поколения, которые могут иметь об этих вещах довольно смутное представление. Ведь еще относительно недавно знания подобного рода не были так же общедоступны, как сегодня.
Вместе с тем, говоря о ситуации в школах, муфтии обращают внимание и на проблемы. Прежде всего, это необходимость совершенствования учебной базы и профессиональной подготовки учителей.
В частности, по словам Крганова, «есть вопросы по книгам»: необходимо подготовить один общий учебник и исключить ситуацию, когда в разных регионах дети готовятся по разным пособиям. Сейчас, с сожалением признает муфтий, получается именно так, хотя изначально договоренность была о едином для всех учебном пособии.
«Учителя также нам говорили, что тексты нужно писать именно для детей — не для академических кругов, а как-то попроще», — добавил муфтий.
Кроме того, по его мнению, вместе с учебниками школьникам нужно обязательно выдавать наглядный материал, иллюстрированные тетради, поскольку совсем юным ученикам именно такая форма восприятия информации больше всего подходит.
Мусульманские духовные лидеры надеются и на более активное участие Минобразования в подготовке квалифицированных кадров для преподавания основ исламской и других религиозных культур, поскольку, по их оценкам, не все учителя еще имеют необходимый багаж знаний в этой сфере.
Со своей стороны, муфтии готовы оказывать содействие в усовершенствовании школьной программы по основам ислама, чтобы эта дисциплина действительно стала фактором взаимопонимания школьников и взаимного сближения на данном этапе.