Редкое повреждение мозга заставило учёных пересмотреть представления о том, какие области мозга отвечают за самосознание.
Ещё античные философы полагали самосознание отличительной особенностью человека. Знание, что я — это я, способность оценивать чувства, мысли и действия как свои собственные, отличает нас от животных. И, разумеется, со временем учёные задумались над тем, где прячется эта важнейшая черта нашей психики. В конце концов, нейрофизиологи выделили под самосознание три участка коры: островковую область, переднюю часть поясной коры и среднюю префронтальную кору.
Учёные из Университета Айовы (США) подвергли сомнению столь жёсткую прописку самосознания в головном мозгу. А помог им случай: учёные работали с человеком, у которого были обширные повреждения во всех этих участках. В островковой зоне целыми у него остались лишь 10% ткани, в поясничной коре — около 1%. Тесты, проводившиеся с этим пациентом, показали, что с самосознанием у него тем не менее всё в порядке. Самого себя он описывал как нормального человека с плохой памятью, демонстрируя в интервью довольно глубокое знание собственной личности. Он мог выводить собственные действия из собственных намерений, узнавал себя на старых фотографиях, и т. д. Его самосознание оставалось стабильным в течение года, пока велось наблюдение.
Со стороны пациент тоже выглядел и вёл себя, как нормальный человек. С одним исключением: у него были повреждены ещё и височные доли, что привело к тяжёлой форме амнезии, когда больной не может включать недавние события в автобиографию своего «я». В остальном же, как было сказано, он ничем не отличался от среднестатистического обывателя. Хотя по современным представлениям должен был вести себя, как зомби, не понимая, ни что он делает, ни зачем, ни даже то, что он по этому поводу чувствует.
В статье, опубликованной на сайте PLoS ONE, авторы выдвигают предположение, что у самосознания вряд ли вообще есть чёткая локализация в мозгу — скорее всего, эта черта психики как бы «размазана» по многим центрам и проводящим путям мозга. С одной стороны, это сильно затрудняет жизнь нейрофизиологам, которые им занимаются, с другой стороны, можно не бояться, что травма мозга, даже обширная, сделает из вас зомби.
Подготовлено по материалам Университета Айовы.