МОСКВА, 3 июл — РИА Новости. Законопроект о российских некоммерческих организациях (НКО) усложнит жизнь не только фондов, которые занимаются политикой, но и тех объединений, которые получают финансирование из-за рубежа на программы в медицине и образовании, уверены эксперты, опрошенные РИА Новости.
Проект закона предусматривает наделение российских НКО, которые занимаются политической деятельностью и имеют зарубежные источники финансирования, статусом НКО, выполняющей функции иностранного агента. Они будут внесены в специальный реестр, и для них будет действовать иной правовой режим, предусматривающий, в частности, особую отчетность и особые проверки. За несоблюдение закона документом предусматривается административное наказание с максимальным штрафом до миллиона рублей и уголовная ответственность с самой большой санкцией — четыре года лишения свободы. Рассмотрение поправок в первом чтении намечено на 6 июля.
Депутаты поспешили
По словам президента Фонда помощи хосписам «Вера» Нюты Федермессер, судя по всему, законопроект создавался в спешке и из него выпали многие существенные моменты.
«Я думаю, что никто не хотел специально внести сложности в жизнь НКО, которые занимаются благотворительностью в сфере медицины, образования и помощи физическим лицам — малоимущим и малообеспеченным. По задумке, закон направлен на ограничение финансирования НКО, занимающихся политикой, что само по себе отвратительно, потому что является ограничением гражданских свобод. Но в результате, безусловно, пострадают и НКО, работающие в медицинской сфере», — уверена она.
«Законопроект принимать нельзя, потому что он абсолютно не проработан», — считает директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова.
По ее словам, в соответствии с предложенными поправками, статус «иностранного агента» получит и фонд «Подари жизнь». «Политическая деятельность в законе определена таким образом, что учитывается влияние на любую политику государства, на формирование общественного мнения. В (проекте закона) это понятие не ограничено избирательными и другими политическими правами граждан, но политика может быть и экологической, и социальной. Деятельность государства в области здравоохранения — это тоже политика, и на эту сторону жизни россиян мы влияли и будем влиять», — отметила Чистякова.
Она напомнила, что благодаря деятельности фонда «Подари жизнь» были приняты решения, позволяющие больным получать незарегистрированные в России жизнеспасающие лекарства, были отменены налоги при ввозе в РФ донорского костного мозга для жизнеспасающих операций и другое.
«Мы сделали много хорошего и хотели бы продолжать работать. Мы считаем это важным, потому что в благотворительные фонды обращаются самые незащищенные категории граждан. Анализируя обращения к нам, мы понимаем, какие проблемы возникают у людей и как они должны быть урегулированы законодательно. Лишая нас возможности влиять на политику, государство лишается механизма выявления социальных проблем», — считает Чистякова.
Бумажная волокита
Закон предлагает, по сути, два выхода для НКО: либо отказаться от финансирования из-за рубежа, либо пойти на дополнительные расходы, связанные с ростом отчетности, отметила Федермессер.
«Мы загрузим бухгалтерию, мы будем тратить на нее больше денег. И если мы, не дай бог, не сдадим вовремя отчет, то нам грозит штраф — от 500 тысяч до миллиона рублей денег благотворителей, которые могли бы быть потрачены на пациентов», — подчеркнула Чистякова.
Однако директор фонда «Подари жизнь» убеждена, что уклониться от иностранных денег практически невозможно.
«Даже если мы закроем валютные счета, мы сможем получить деньги от гражданина Украины, который живет и работает в России, но не имеет российского гражданства. И по определению этого закона это тоже будут иностранные деньги, которые сделают нас иностранным агентом», — сказала она.
Вместе с тем эксперты, опрошенные РИА Новости, отмечают, что люди на Западе гораздо активнее участвуют в благотворительности. «НКО гораздо проще работать с крупными западными компаниями, потому что им не надо объяснять, почему важно помогать бездомным и почему нужно ухаживать за людьми, которые умирают в хосписах. Они гораздо проще соглашаются на финансирование наших программ», — заключила Федермессер.