Российские коллекционеры расстаются со своими сокровищами. Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина получил в дар две редчайшие картины из частных собраний.
Такой подарок к 100-летию музея сделали известные коллекционеры западноевропейского искусства Михаил Перченко и Василий Горященко. На церемонии передачи Пушкинскому уникальных полотен побывала корреспондент радио «Вести ФМ» Анна Щербинина.
Дирк Халс и Адам Элиас Борни. Широкой публике имена этих художников скорее всего ничего не скажут. Но не из-за качества картин, а из-за почти полного отсутствия их в музеях не только России, но и мира. Поэтому получить такие полотна в дар — огромная удача, считает директор музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова.
«Обе картины, которые мы получили, достаточно редкие. Это картины старых мастеров. С одной стороны, Дирк Халс — мастер, работавший в начале XVII века, в Голландии. Сейчас уже это очень трудно приобрести, тем более, в России найти картины голландского мастера начала XVII века большая редкость», — говорит Антонова.
Куда более известны работы старшего брата художника Франца Халса. Одну из его картин как раз сейчас показывают в главном здании Пушкинского в рамках выставки «Воображаемый музей». Но для коллекционера не всегда важна популярность художника. Гораздо интереснее заполучить картину, выполненную в оригинальной манере, уверен коллекционер Михаил Перченко, передавший Пушкинскому работу Дирка Халса «Веселое общество».
«Я не люблю эту новую манеру Франца Халса, хотя признаю, что он гений, а Дирк Халс просто очень талантлив, но мне по душе больше Дирк Халс, и у меня, включая эту, четыре его работы», — комментирует Перченко.
Перченко надеется, что картина хорошо впишется в экспозицию музея, особенно учитывая, что голландских мастеров там немного. Да и само подаренное полотно новинкой для Пушкинского не назовешь. Уже три года оно выставляется в главном здании на условиях временного хранения. А вот картину Адама Элиаса Борни с замысловатым названием «Натюрморт- обманка с картиной Дитриха в каменной нише» здесь еще не видели. Это единственная сохранившаяся работа, подписанная немецким художником, поэтому ее называют эталонным произведением, объясняет Ирина Антонова.
«Это натюрморт мастера Борни, который в общем неизвестен. Это собственно такое обнаружение художника. Очень качественная, очень интересная. И нам тоже интересно иметь такого рода картину», — - говорит специалист.
Коллекционер Василий Горященко, предоставивший музею эту картину, признался, что собирался передать ее Пушкинскому еще два года назад, но, что называется, не было повода. В этом году таким поводом стало не только столетие музея, но и выставка «Портреты коллекционеров», в которой были показаны лучшие работы 25 крупнейших российских собирателей. Горящев подчеркнул, что чем больше таких выставок будет проводить музей, тем охотнее коллекционеры будут отдавать ему свои произведения.