МОСКВА, 16 мая — РАПСИ. Госдума приняла в среду в третьем, окончательном чтении правительственный закон, обязывающий прокурора проверять, не истекает ли срок содержания обвиняемого под стражей или под домашним арестом по делу, которое направляется в суд с обвинительным заключением.
Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ наделяют прокурора полномочиями заявлять в суд ходатайство о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в такой ситуации. Он сможет делать это и в случаях, когда обвиняемый находится под домашним арестом.
Эти поправки связаны с тем, что часто возникали ситуации, когда обвиняемые, дела которых были переданы в суд, находились под стражей, несмотря на то, что сроки действия постановлений об определении меры пресечения истекали. Прокуроры утверждали обвинительные заключения и передавали дела в суд по истечении сроков ареста, а суды зачастую очень долго не принимали новых решений по мерам пресечения.
Документ направлен на реализацию постановления Конституционного суда РФ от 2005 года. Суд признал соответствующую статью УПК РФ не противоречащей конституции, однако указал, что «возможность содержания обвиняемого под стражей без судебного решения после направления прокурором или вышестоящим судом уголовного дела на рассмотрение в суд» не допускается.
Закон наделяет суд правом решать вопрос об избрании меры пресечения в виде залога, домашнего ареста или заключения под стражу либо о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей в судебном заседании по поступившему в суд уголовному делу по ходатайству прокурора или по собственной инициативе с участием обвиняемого либо на предварительном слушании.
Кроме того, согласно закону, в отдельных случаях, предусмотренных УПК РФ, по ходатайству прокурора, возбужденному не позднее чем за семь суток до истечения срока домашнего ареста или срока содержания под стражей в период предварительного расследования, срок домашнего ареста или срок содержания под стражей может быть продлен до 30 суток.
По мнению авторов закона, его принятие позволит обеспечить защиту прав обвиняемого в уголовном судопроизводстве.