До последнего времени Марс представлялся землянам неизменной холодной пустыней. Только сейчас становится ясно, что это не совсем так. Последние данные, полученные американским зондом Mars Reconnaissance Orbiter, позволяют судить о динамике марсианских дюн с небывалой точностью.
В конце XIX века американский бизнесмен Персиваль Лоуэлл впервые в своей жизни прильнул к окуляру телескопа и увидел на Марсе подозрительные линии, которые словно бы связывали далёкие уголки планеты. Делец оставил карьеру, переквалифицировался в астрономы, основал обсерваторию и сделал очень много для популяризации гипотезы о том, что данные образования имеют искусственное происхождение. Скорее всего, это каналы, построенные разумными существами, утверждал Лоуэлл в своей трилогии «Марс», «Марс и его каналы» и «Марс — обитель жизни», которая с каждым следующим произведением становилась всё более смелой.
Несколько десятилетий спустя мимо Красной планеты, словно завзятый папарацци, пролетел космический аппарат «Маринер-4». Результаты оказались неутешительными: на зернистых фотографиях красовались всего лишь застывшие во времени кратеры, свидетельствовавшие о жестокой бомбардировке в далёком прошлом. И, конечно же, никаких ровненьких каналов.
Восприятие Марса развернулось на 180 градусов. Теперь он представлялся землянам неизменной холодной пустыней. Только сейчас становится ясно, что истина где-то посередине. Последние данные, полученные американским зондом Mars Reconnaissance Orbiter, позволяют судить о динамике марсианских дюн с небывалой точностью.
Сотрудники Калифорнийского технологического института (США) представили результаты нового анализа снимков, сделанных камерой HiRISE, с разрешением 30 см на пиксел. (Это, как ни странно, лучше, чем публично доступные фотографии нашей родной планеты. Настолько детальные снимки Земли есть, но они, естественно, засекречены.)
Эксперты рассмотрели изображения, полученные с интервалом в 105 дней и охватившие 300 км² дюнного поля Нили Патера. Разумеется, использовались самые передовые программы для выявления мельчайших изменений форм и размеров. К своему собственному удивлению, учёные обнаружили, что некоторые дюны проползли за это время 4,5 м, и это был не единичный случай. Соавтор исследования Франсуа Аюб подчёркивает, что неподвижной не осталась ни одна дюна.
Морфологические изменения поверхности Марса в недавнем прошлом замечались неоднократно, но подобная скорость и, главное, повсеместная подвижность обнаружены впервые. «Ветер и впрямь является основным фактором эволюции ландшафта Марса», — говорит ведущий автор работы Жан-Филипп Авуак.
Судя по изображениям, марсианский ветер находится в земном диапазоне скоростей, а порою достигает ураганной силы. Космонавтам будущего стоит взять на заметку.
Разумеется, вопросы остаются. То ли дюны ползут медленно и постепенно, то ли резко сдвигаются в результате одной-единственной бури. И насколько распространены на Марсе столь подвижные пески?..
К счастью, исследователи уже ищут ответы. Нужно просто больше фотографий.
Подготовлено по материалам Wired.