МОСКВА, 12 мая. /ИТАР-ТАСС/. Парламентские выборы в Алжире показали, что эта страна избежала потрясений «арабской весны». Об этом заявил сегодня корр.ТАСС спецпредставитель президента РФ по сотрудничеству со странами Африки, сенатор Михаил Маргелов.
«Прогнозы, что “арабская весна” со своим неизменным атрибутом — исламским фундаментализмом — неизбежно придет в Алжир, не сбылись, — констатировал он. – Критика известных событий в Северной Африке велась во время предвыборной кампании как представителями правящего Фронта национального освобождения /ФНО/, так и крупнейшей оппозиционной партии — Фронта социалистических сил /ФСС/».
Маргелов напомнил, что победу на выборах одержал ФНО, получив 220 из 462 мест в парламенте. Еще 68 депутатских мандатов получили партнеры ФНО по правящей коалиции — Национальное демократическое объединение /НДО/. Умеренные исламистские партии из «Альянса Зеленого Алжира» /АЗА/ оказались лишь на третьем месте с 48-ю депутатскими мандатами.
Оценивая расклад политических сил, Маргелов отметил, что «важный результат выборов в Алжире — продемонстрированное избирателями отсутствие массовой поддержки исламского экстремизма». Спецпредставитель президента РФ по Африке подчеркнул и значимость того, что выборы подтвердили «отрицание алжирцами переворотов». «А именно их после “арабской весны” стали считать чуть ли ни единственным способом политической борьбы в Северной Африке и на Ближнем Востоке», — заметил он. «Таким образом, Алжир выстоял в сложившейся сегодня непростой обстановке переворотов и наступления фундаментализма», — подчеркнул сенатор.
Причины этого он видит в историческом опыте алжирцев. «В Алжире в 1988-1991 годах уже случалось подобное тому, что недавно с драматическими издержками пережили его соседи, — пояснил Маргелов. — В 1989 году под давлением переросших в бунты демонстраций ФНО отказался от монополии на власть, была принята новая конституция, и Алжир стал многопартийным государством. Тотчас среди новых партий выделился своими властными претензиями Исламский фронт спасения /ИФС/ с радикальной фундаменталистской программой». «В первом туре выборов 1991 года ИФС одержал внушительную победу, по этой причине военное правительство второй тур отменило, — продолжил сенатор. — Началась, по сути, гражданская война, в которой погибло, по разным данным, от 100 до 200 тысяч человек».
«Возможно, именно память алжирцев об этих кровавых событиях стала преградой для новых потрясений, которым подверглись Тунис, Ливия, Египет, — предположил Маргелов. — Кроме того, неоднозначные последствия “арабской весны” подкрепили и предвыборную агитацию ФНО, в которой “красной нитью” проходила тема сохранения стабильности и недопустимости иностранного вмешательства в дела страны. Именно по этой причине в выборах принял участие оппозиционный Фронт социалистических сил».
По мнению сенатора, «определенную роль в победе ФНО сыграли также правительственные реформы, снижение цен на продовольствие, строительство жилья для нуждающихся, выделение 268 млрд долл на развитие инфраструктуры».