Образы, созданные народным артистом России Александром Пороховщиковым, «монументальны и точны, как фрески, на которых запечатлена эпоха», отмечают его коллеги из Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, в труппе которого числился актер.
Александр Пороховщиков скончался 15 апреля в одной из московских больниц после тяжелой продолжительной болезни. «О месте и времени похорон артиста будет сообщено дополнительно», — сказали в театре. Этот вопрос согласовывается с родственниками Пороховщикова, передает ИТАР-ТАССС.
«Александр Шалвович Пороховщиков — легенда театра и кино, кумир миллионов зрителей, одна самых ярких звезд в целой плеяде великих артистов послевоенного поколения, — отмечается в некрологе, предоставленном пресс-службой театра имени А. С. Пушкина. — В образах, созданных Пороховщиковым в театре и кино, всегда была внутренняя монументальность, особая порода, внутренний аристократизм, неповторимый шарм». В театре подчеркивают, что «среди сыгранных Пороховщиковым ролей нет ни одной “проходной” или случайной роли, роли не “царапнувшей” сердце артиста и не взявшей за душу зрителей, — это всегда переосмысление, новый взгляд на роль и пьесу».
Александр Пороховщиков родился 31 января 1939 года. После окончания Щукинского училища в 1966 году вскоре был принят в «Театр Сатиры», где сыграл Белогубова в «Доходном месте» Островского. Потом перешел в труппу Театра на Таганке, а с 1981 года работал в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Здесь он играл в спектаклях «Оптимистическая трагедия», «Луна в форточке», «Крик», «Ревизор». «Последняя роль — господин Йович в спектакле Романа Козака “Саранча”, в которой почти не было слов и, которая, тем не менее, была нервом всего спектакля, его камертоном», — напомнили в театре.
Александр Пороховщиков много работал в кино. «Роли в фильмах “Железные игры”, “Звезда пленительного счастья”, “Капитан Немо”, “Завещание профессора Доуэля”, “Следствие ведут знатоки”, “Без срока давности”, “Свой среди чужих, чужой среди своих” и многие другие образы, созданные артистом, стали олицетворением мужества, благородства и эталоном мужской красоты», — говорится в некрологе.
В театре считают, что Александр Шалвович «выбрал профессию актера, чтобы вернуть своему роду утраченную славу, и это удалось ему в полной мере». «Его имя и фамилия были лучшей рекомендацией, — отмечают коллеги. — Серьезное отношение к делу проявлялось не только в работе, а во всем, что делал всенародно любимый актер, интересный, необычный человек Александр Пороховщиков. В восстановлении родового гнезда, в снятых им фильмах, создании генеалогического древа рода Пороховщиковых».
«А еще для Александра Пороховщикова была важна любовь, — добавили в театре. — И вся его непростая личная и творческая жизнь, в которой были и фантастические удачи, и трагические события — путь к любви. “Только любовь спасает. И Родину, и дружбу, и свои работы я познаю через любовь. Я не могу без любви ни дня”, — говорил Пороховщиков.