Израиль объявил немецкого писателя Гюнтера Грасса персоной нон грата. Это произошло после публикации стихотворения, в котором автор критически отзывается, в частности, о политике Израиля в отношении Ирана.
С подробностями для радио «Вести ФМ» — шеф ближневосточного бюро Сергей Пашков.
Пашков: Критика в адрес Гюнтера Грасса ограничилась несколькими программами новостей, заявлениями из канцелярии премьер-министра Израиля, министра иностранных дел Авигдора Либермана и, собственно, главы министерства внутренних дел, представителя религиозной партии «ШАС» Эли Ишайи.
Надо сказать, что именно от министра внутренних дел зависит визовая судьба Гюнтера Грасса. Потому что в Израиле именно МВД даёт или аннулирует визы на въезд в страну. Но поскольку с Европейским союзом у Израиля безвизовый режим, я думаю, что очень сложно будет Эли Эшайю запретить Гюнтеру Грассу приехать сюда. Для этого надо будет объявить его персоной нон грата. Но для этого решения МВД не достаточно, нужен кнессет. Поэтому Эли Эшай как раз и предлагает обратиться в кнессет для того, чтобы предоставлять статус персоны нон грата для любых известных людей, которые распространяют антисемитскую пропаганду.
Стихотворение Гюнтера Грасса опубликовано в «Зюддойче Цайтунг», которое называется «То, что должно быть сказано», и в нём критикуется Израиль. Причём, Гюнтер Грасс критикует Израиль с таких известных европейских левых позиций, что Израиль тоже имеет атомное оружие, и поэтому ему сложно критиковать те страны, которые собираются ими обзавестись. Что Германия поставляет Израилю подводные лодки класса «Дельфин», на которых это ядерное оружие может перемещаться на многие и многие километры к побережью враждебных стран. И что удар по атомным объектам Ирана может принести больше вреда, чем атомное оружие у Ирана.
Можно ли считать это антисемитизмом? Я, на самом деле, не уверен. И многие израильские обозреватели тоже не уверены в том, что 85-летний нобелевский лауреат, конечно, имел в виду антисемитские мотивы, публикуя такое стихотворение. Собственно, и сам Гюнтер Грасс сказал, что там нет никакого антисемитизма. Он уважает и любит народ Израиля, и если он и адресовал кому-то свою критику, то израильскому правительству.
Полностью слушайте в аудиоверсии.