МОСКВА, 30 мар — РИА Новости, Светлана Янкина. Клад, найденный в особняке Нарышкиных в Санкт-Петербурге, следует для оценки его стоимости передать в Гохран, сказал РИА Новости в пятницу начальник управления планирования и отпуска драгметаллов и драгкамней Вячеслав Иванов.
Во вторник рабочие при проведении реставрационных работ в особняке Нарышкиных в центре Петербурга обнаружили ранее неизвестное помещение между вторым и третьим этажами здания, где позднее было найдено множество старинных серебряных предметов, в основном кухонной утвари. По предварительной информации большинство предметов XIX — начала XX века. Среди них были найдены и документы на имя Сергея Сомова.
«Вчера было сказано, что клад не могут оценить, а мы — можем, поэтому его следует привезти в Гохран», — сказал Иванов.
Он добавил, что там работают крупнейшие специалисты по драгоценным металлам и камням.
«У нас великолепная аппаратура, эксперты, поэтому можно определить все, что нужно — качество металла, пробу и все остальное, а уж по камням лучше нас точно никого нет», — отметил собеседник агентства.
По его словам, в советское время все клады передавались в Гохран — продажа найденных ценностей была уголовно наказуемой, и за этим тщательно следили.
«Статистика находок велась: последний клад поступил в Гохран в 1991 году, после этого — ни одного. В год было в среднем 90 кладов, которые поступали в Гохран. Минимум 1,8 тысячи кладов государство потеряло, а может быть и больше — ведь активно проходила реконструкция особняков и старых жилых домов», — рассказал Иванов.
По его мнению, клады перестали сдавать, потому что реализовать найденное сейчас не составляет никакого труда. Эксперт не исключил, что со временем желающие передавать находки государству и получать свои положенные по закону 25 процентов от их стоимости все-таки появятся, хотя стимулирующих механизмов пока что толком никаких нет.
«В советское время оценка таких предметов, которые попадали в государственный фонд, проводилась на основании скупочного прейскуранта. Не учитывалось историческое и художественное значение предмета, как это делается сейчас, а только стоимость металла и камней. И то, суммы были очень приличные», — отметил Иванов.
Он рассказал, что как-то к ним «пришла пожилая женщина в платочке, которая в замшевом сверточке принесла найденный за сельской больницей камень». Рассмотрев его, специалисты ахнули.
«Бриллиант был крайне необычной огранки бриолет, в виде большой капли и в самой вершине камня было просверлено крошечное отверстие. Его масса составляла 30 карат, а для того, чтобы сделать такую огранку, алмаз должен быть около ста карат, то есть очень крупный», — поделился эксперт.
Теперь, по его словам, этот бриллиант, включенный в диадему, экспонируется в Алмазном фонде, а та женщина за находку получила 280 тысяч рублей, что по светским временам было астрономической суммой — «Жигули» стоили пять тысяч рублей. Как она ими распорядилась, неизвестно, однако сначала, по словам Иванова, ее пришлось отпаивать сердечными каплями.
«Почему клады проходят мимо государства, вообще не понятно. А вдруг там найдется то, что мы потом будем выставлять в Кремле?», — заключил собеседник агентства.