МОСКВА, 30 мар — РИА Новости, Светлана Янкина. Проект Национальной портретной галереи, инициатором создания которой выступил премьер-министр РФ Владимир Путин, будет реализовываться в виртуальном пространстве и на временных выставках, рассказал на пресс-конференции в РИА Новости в пятницу замминистра культуры Андрей Бусыгин.
«Обсуждая концепцию на коллегии по вопросу создания Национальной портретной галереи, мы использовали термин — что в XXI веке идея создания галереи может быть реализована как сетевой проект, имея в виду под сетевым проектом синтез и проводимых выставок, и создание виртуального музея с соответствующими пояснениями. Может быть на примере того, как Русский музей сейчас осуществляет концепцию виртуальных филиалов, которые есть не только в России, но и за рубежом», — сказал он.
В проекте пока что задействованы крупнейшие музеи страны — Государственный исторический музей (ГИМ), Третьяковская галерея (ГТГ) и Русский музей, именно из их собраний были выбраны портреты, представленные сейчас на первой выставке, которая открылась в ГИМе в рамках создания Национальной портретной галереи. Первоначально планировалось, что она будет устроена в переданной Историческому музею бывшей Гордумы рядом с Красной площадью, однако в процессе организации там музея Войны 1812 года, открытие которого намечено на осень, выяснилось, что места для размещения еще и галереи там нет.
Пока что о строительстве для новой музейной структуры отдельного здания речь не идет.
Однако, уверен Бусыгин, если она и приобретет его, то выставочное помещение «должно быть в центре Москвы, а никак не в “Сколково” или в каких-либо других спальных районах».
«Как Третьяковская галерея создавалась много лет, так же и Национальная портретная галерея будет создаваться в течение многих лет, пополняя коллекцию различными экспонатами. Очевидно, что формирование коллекции должно проходить за счет новых поступлений, поскольку все наиболее известные полотна уже включены в состав различных музейных коллекций. Кто-то подарит, что-то будет куплено для нее, что-то будет, очевидно, заказано», — отметил замминистра и добавил, что здесь следует обращать внимание не только на значимость исторической личности, но и на качество исполнения.
При этом, пообещал Бусыгин, уже сформированные коллекции из музеев изыматься не будут.
«Мы должны исходить из принципа неделимости коллекций. Изымать портреты мы не будем, будет брать их только на временные выставки. При этом мы стараемся не оголять основные экспозиции», — сказал он.
Слова замминистра подтвердила и научный куратор выставки-презентации «Национальная портретная галерея» Людмила Руднева, отметившая, что из основной экспозиции они сняли не более десяти портретов — остальные были извлечены из фондов.
При этом, сказала она, на выставках всегда будет присутствовать некий дисбаланс, потому что иконография великих личностей зачастую оказывается более бедной, чем не таких значимых.
«Например, Александр Куракин обожал портретироваться, и после него осталось богатая иконография, а от Федора Ушакова — практически ничего, а их вклад в историю России несоизмерим», — рассказала куратор.
Один из главных вопросов, которые ставятся при создании Национальной портретной галереи — кто из исторических личностей может быть в ней представлен. Для решения этой проблемы Минкультуры подписало документ о создании специального совета, в который вошли не только музейщики, но и ученые, и представители общественности, в том числе потомки эмигрантов первый волны, один из которых — Никита Лобанов-Ростовский и выступил с предложением организовать Национальную портретную галерею.
По мнению Бусыгина, эмигранты не замедлят передавать на Родину архивы своих семей и фамильные портреты, вывезенные после революции за рубеж.
Он рассказал, что в планы входит создание внутренней организации для координации желающих передать свои предметы искусства при музее в Гатчине, который вскоре ожидает масштабная реставрация.
«К этому проекту можно подключить Гатчину, потому что там в свое время была известная и довольно богатая портретная галерея. Мы с директором музея уже обсуждали этот вопрос, и там есть площади, которые могут представлять собой некий центр. Пока это очевидно будет не музей, а внутренняя организация при нем, которая наладит связи с теми, кто хотел бы передать свои коллекции данному музею», — заключил замминистра.