МОСКВА, 28 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС Анна Нехаева/. Масштабная ретроспектива работ выдающегося живописца Константина Коровина /1861-1939/ открывается сегодня в Государственной Третьяковской галере /ГТГ/. Выставка «Константин Коровин. Живопись. Театр.» — один из крупнейших проектов года и приурочена к 150-летию со дня рождения мастера.
Заместитель генерального директора по экспозиционно-выставочной работе галереи Андрей Воробьев в интервью корр.ТАСС пояснил: «в экспозицию вошли около 240 лучших произведений мастера из Третьяковской галереи, 22 музеев России, Казахстана и Белоруссии, частных коллекций».
«Посетители увидят монументальные панно, эскизы, созданные в разные годы, — продолжил Воробьев. — Представлены и документальные материалы, фотографии, книги и журналы, раскрывающие различные стороны деятельности Коровина».
Куратор выставки Ольга Атрущенко отметила, что «это первая выставка подобного масштаба в Галерее после 100-летнего юбилея живописца». «В экспозиции мы выделили две проблемы творчества Коровина: станковую живопись и театр. — продолжила Атрущенко. — Коровин был и мастером монументального панно, поэтому в разделе выставки, посвященному монументальному искусству, будут представлены четыре из десяти панно, исполненных художником для павильона “Крайний Север” Нижегородской художественно- промышленной выставки 1896 года, специально отреставрированные к выставке».
Другим экспонатом является декоративное панно «Старый монастырь» /1906/, семь метров длинной, в стилистике которого угадываются характерные признаки модерна.
Для раздела станковой живописи, по мнению куратора, были отобраны лучшие произведения Коровина. Экспозиция внутри этого направления построена по темам: «Творчество 1880–1890-х годов», «Портрет», «Охотино. Деревенские пейзажи», «Париж», «Крым. Гурзуф», «Ноктюрны», «Натюрморт» и другим.
«Первые работы художника 1870 — 1880-х годов создавались под влиянием учителей: Алексея Саврасова /»Ранняя весна", «Осень»/ и Василия Поленова, /"Настурции", «За чайным столом», «В лодке»/. — рассказала Атрущенко. — Уже в этих произведениях он использовал импрессионистические приемы, особенно это относится к новаторской картине «Портрет хористки» /1887/".
Свою собственную манеру художник выработал к 1880-1890-м годам. В работах Коровина появляются черты декоративизма, выразившиеся в яркости, смелости колорита и виртуозном исполнении. На выставке представлены созданные в то время работы «Бумажные фонари», «У купальни».
Посетители оценят «совершенно удивительные, замечательные вещи, написанные выдающимся художником под влиянием импрессионистов в начале ХХ века и показанные в экспозиции — “Париж. Бульвар Капуцинок”, “Париж утром”, — уверена куратор.
Другой “сферой” творчества Константина Коровина был театр. Художника относят к его реформаторам. Он подходил к спектаклю как к единому сценическому пространству, где важны и декорации, и костюмы, актерское исполнение.
“Коровин стремился сохранить историческую правдоподобность и привнести сказочную феерию в оформлении сцены”, — рассказала Ольга Атрущенко.
С 1900 года на протяжении двух десятилетий Коровин возглавлял театрально-декорационную мастерскую Императорских театров — Большого театра в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге. С начала ХХ века и до момента эмиграции, художником было оформлено более 80 балетов, опер и драматических спектаклей.
Для выставки из разных музеев специально были отобраны лучшие работы мастера — эскизы декораций и костюмов к балетам “Дон Кихот”, “Конек-Горбунок”, “Щелкунчик”, операм “Хованщина”, “Садко”, “Сказка о царе Салтане” и другим.
Выставка продлится до 12 августа.