МОСКВА, 14 мар — РИА Новости. Госдума в среду приняла в первом чтении правительственные поправки в 76-ю и 116-ю статьи Уголовно-исполнительного кодекса России, которые регламентируют размещение осужденных в транзитных пунктах при направлении к месту отбывания наказания и ужесточают ответственность осужденных за организацию и проведение массовых голодовок и членовредительство в местах лишения свободы.
Парламентарии поддержали первую норму. Однако положение об отнесении группового необоснованного отказа от приема пищи и (или) его организацию, а также совершение группового акта членовредительства и (или) его организацию к злостным нарушениям осужденными порядка отбывания наказания народные избранники предлагают исключить ко второму чтению.
Несмотря на заявление статс-секретаря — замминистра юстиции Дмитрия Костенникова о том, что количество таких правонарушений год от года растет и носит «демонстрационно-шантажный характер», депутаты считают, что подобные акции заключенных могут являться «последней мерой», чтобы привлечь внимание к нарушению их прав.
В пояснительной записке отмечается, что анализ обстановки в учреждениях УИС свидетельствует об активизации попыток криминальных структур дестабилизировать их деятельность, в том числе за счет организации коллективного членовредительства и голодовок задержанных.
Если в 2007 году в учреждениях уголовно-исполнительной системы было зафиксировано 15 случаев группового членовредительства и 11 групповых отказов от приема пищи, то в 2010 году — уже 76 и 8 случаев соответственно. В некоторых групповых протестных акциях участвуют до 1 тысячи осужденных.
Такие акции проводятся, чтобы оказать давление на администрацию исправительного учреждения для разрешения незаконных требований (не проводить обыск осужденных и досмотр посылок и передач, разрешить длительные свидания с сожительницами, убрать блокиратор сотовой связи, разрешить ношение гражданской одежды), чтобы повысить статус организаторов в среде осужденных, а также чтобы выразить несогласие с законными действиями администрации, считают разработчики законопроекта.
Таким образом, групповые голодовки и членовредительство осужденных, а также их организация дезорганизуют деятельность учреждений УИС, затрудняют достижение целей уголовно-исполнительного законодательства.
Депутаты отмечают, что сейчас к числу злостных нарушений порядка отбывания наказания УИК отнесены употребление наркотиков, мелкое хулиганство, угроза, неповиновение представителям администрации колонии или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера и ряд других.
«Акты голодовки и членовредительства не являются с очевидностью фактами противоправного поведения, что не дает оснований к безусловному отнесению их к деяниям, рассматриваемым как злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания», — считают парламентарии.
Кроме того, поведение осужденных, связанное с причинением вреда своему здоровью, напротив, требует дополнительного внимания и проверки соблюдения требований режима в деятельности исправительного учреждения и выявления причин, способствующих или повлиявших на совершение подобных действий, уверены депутаты.
Ранее правозащитники призвали депутатов отклонить законопроект, отметив, что только акции коллективной солидарности протестующих заключенных могут заставить органы власти обратить внимание на массовые и грубые нарушения прав человека.