Во вторник, 13 марта, под председательством губернатора Владимира Артякова состоялось заседание совета по развитию местного самоуправления, в котором приняли участие министры регионального правительства и главы муниципалитетов Самарской области.
Основными вопросами обсуждения стали итоги исполнения местных бюджетов за 2011 г. и реализация Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Губернатор отметил, что увеличение доходной базы местных бюджетов по-прежнему является для одной из приоритетных задач для правительства Самарской области. В 2011 г. налоговые и неналоговые доходы муниципалитетов в очередной раз показали хорошую тенденцию роста. Их общий объём возрос более чем на 11% и составил 27,4 млрд руб.
Вместе с тем, Владимир Артяков отметил, что муниципалитеты далеко не в полной мере используют имеющиеся резервы, в частности, по поступлению земельного налога. Серьезной проблемой глава региона назвал и низкие темпы проведения мероприятий по актуализации государственного кадастра недвижимости в некоторых районах. Кроме того, в некоторых муниципалитетах до сих пор не получены сведения от налоговых органов о налогообложении земельных участков.
«Областное правительство всегда оказывает существенную поддержку муниципалитетам. Предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности позволило сократить разницу между самыми богатыми и самыми бедными территориями (по городским округам – с 3,8 раз до 2,3 раз; по муниципальным районам – с 3,9 раз до 2,2 раз). Кроме того, в 2011 г. почти на 60% выросли субсидии местным бюджетам. Теперь каждый муниципалитет должен ориентироваться, в первую очередь, на эффективность и результативность их использования, а не их освоение в полном объеме любым способом»,- подчеркнул Владимир Артяков.
Губернатор дал поручение в срок до 1 апреля 2012 года представить анализ результатов проведения органами местного самоуправления мероприятий по актуализации государственного кадастра недвижимости и проверок муниципального земельного контроля. Кроме этого главам муниципальных образований рекомендовано применять взвешенные подходы при принятии решений об объемах привлекаемых целевых средств с учетом возможностей местного бюджета по обеспечению софинансирования.
При обсуждении реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» губернатор отметил, что по многим показателям в этой сфере Самарская область занимает лидирующие позиции, но вместе с тем предстоит ещё многое сделать. Одной из важнейших задач Владимир Артяков назвал создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
В настоящее время в Самарской области такие центры действуют на территории 20 муниципальных образований. К концу 2013 г. МФЦ должны быть созданы в каждом городском округе и муниципальном районе губернии. На эти цели только в 2012 г. предусмотрено более 350 млн руб.
Глава региона обратил внимание на то, что деятельность МФЦ не должна ограничиваться открытием одного офиса. «Муниципальным образованиям необходимо планировать создание филиалов в крупных городах и окон приема документов в поселениях муниципальных районов. В этой работе мы должны руководствоваться реальными потребностями и пожеланиями наших граждан», — подчеркнул Владимир Артяков.
Губернатор поручил до конца марта разработать порядок взаимодействия управлений социальной защиты населения с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере соцзащиты на территории соответствующих муниципальных образований.
Кроме того, муниципалитетам предложено рассмотреть возможность организации пунктов приема и выдачи документов на базе управлений социальной защиты населения, расположенных на территории поселений, либо на базе почтовых отделений ФГУП «Почта России».