На Балтийском заводе отлили третий по величине в мире колокол. К концу мая он будет доставлен в Нижний Новгород. Колокол называется «Соборный», весит более 60 тонн, сделан из бронзы и украшен ликами святых.
Огромный цех морского завода — но благовесты тут провожают совсем не так, как пароходы. Четыре метра в диаметре и четыре в высоту: это, конечно, не танкер, но работали над созданием третьего по величине в мире и России колокола четыре года — вполне сопоставимые сроки.
«Конечно, он гораздо проще, чем судно, но тем не менее его изготовление потребовало привлечения всех сил завода. В работе были задействованы не только силы машиностроительного комплекса, но и цехов судостроения тоже», — говорит начальник бюро цветных металлов, главный технолог проекта Константин Савельев.
Для его изготовления на завод поступили 71 тонна меди и 17 — олова. Заливка в форму производилась без остановки почти целый день. Соборный колокол остывал три недели. Результат — уникальный музыкальный инструмент весом 64 тонны. Больше — только в Троице-Сергиевой лавре и в Кремле.
Один только язык колокола весит почти две тонны, а к основанию благовеста он крепится всего лишь капроновым ремнем. Новые технологии: крепление прослужит долго, а работа звонаря станет гораздо менее тяжелой.
Толпа, раскачивающая язык на церемонии передачи колокола нижегородской епархии — не вынужденная мера. Справились бы и двое — просто извлечь первые звуки из уникального инструмента хотелось всем.
Чистая нота соль и благородное гудение были буквально отображены на чертежах: современные компьютерные технологии позволяют смоделировать звук колокола заранее. Чистая работа — это значит без сюрпризов: хотели «соль» — и получили «соль».
Другая сложная задача — на колоколе необходимо было изобразить святых и патриархов, не причисленных пока к лику святых. Совместить их в одном барельефе — это было действительно трудно для скульптора.
«Святых ограничили отдельными рамочками, а не причисленных к лику святых — в кругах. Они как бы в одном ряду, но в то же время значительно отличаются», — говорит скульптор Андрей Забалуев.
Колокол отливали для звонницы у собора Александра Невского при слиянии Оки и Волги в Нижнем Новгороде. Знаменитый храм, сильно пострадавший в годы советской власти, только недавно восстановлен, внутри все еще продолжаются реставрационные работы. Но звонницы, для которой отливали колокол, пока не существует.
«Не было колокола, не было и звонницы. А колокол есть — будет и звонница». — говорит управляющий Нижегородской епархией, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Уже в мае гигантский благовест начнет водное путешествие из Петербурга в Нижний Новгород. Строительство звонницы, способной выдержать этот вес — вопрос решенный. Раскатистая нота «соль» будет созывать нижегородцев на службы 12 раз в году.