МОСКВА, 8 мар — РИА Новости. Независимые «арбитры» в стаях шимпанзе бескорыстно помогают своим собратьям разрешать личностные конфликты и тем самым сохраняют мир и спокойствие внутри сообщества приматов, что можно считать своеобразной формой «морали», заявляют европейские биологи в статье, опубликованной в журнале PLoS One.
Обезьяна и закон
Трения неизбежно возникают во всех социально организованных группах приматов по самым разным причинам: из-за «несправедливого» доступа к пище, самкам или же к «социальным благам». Натуралисты неоднократно отмечали, что в некоторых случаях отдельные шимпанзе вмешиваются в конфликты между двумя другими особями без какой-либо видимой выгоды. Тем не менее, внутренние мотивы и функции такого поведения оставались предметом споров среди ученых.
Группа биологов под руководством Клаудии фон Рор (Claudia von Rohr) из Цюрихского университета (Швейцария) подтвердила существование этого феномена на практике и выявила его «моральную» направленность, наблюдая за поведением шимпанзе в зоопарке в швейцарском городе Госсау.
Как отмечают исследователи, местная популяция шимпанзе широко известна среди ученых своей высокой конфликтностью, которая объясняется большими размерами стаи и множеством «новичков» в ней. В «сообщество» обезьян входили два взрослых самца, шесть взрослых самок, а также три «подростка» — одна самка и два самца. Три «дамы» были относительными «новичками» в стае — они появились в питомнике в феврале 2007 года, через несколько дней после начала первых наблюдений.
Независимый арбитраж
В течение нескольких месяцев фон Рор и ее коллеги следили за поведением обезьян, изучали конфликты и следили за теми приматами, которые вмешивались в споры своих сородичей. За это время в стае успело смениться лидерство — альфа-самец Цес уступил свое место конкуренту — самому молодому самцу по кличке Диг. Две новые самки смогли интегрироваться в структуру стаи и заняли высокие позиции в ее иерархии.
За это время возникло около 438 межличностных конфликтов, примерно 15% из которых были «отрегулированы» наблюдающими за ними обезьянами.
По словам биологов, правом на «арбитраж» обладали только самые высокопоставленные шимпанзе — вожак Диг и его «заместитель» Цес. За время наблюдений Диг «урегулировал» 25 конфликтов, половина из которых происходила между самками, а вторая — между самцами и самками. Его коллега и бывший «вождь» Цес успел уладить трения в 44 конфликтах, две трети из которых развивались в парах самок.
«Арбитры» использовали два метода разрешения противоречий — в половине случаев они просто подходили к зоне конфликта и демонстрировали свою готовность вмешаться, а в 30% случаев — становились между обезьянами и «разделяли» конфликтующие стороны. В подавляющем числе случаев — в 87% конфликтов — лидерам стаи удавалось погасить трения.
Во всех случаях улаживание противоречий между членами стаи не приносило прямой выгоды «арбитрам». Ученые полагают, что лидеры стаи берут на себя миротворческие функции из-за того, что нестабильность в стае приводит к уменьшению их власти. По словам исследователей, зачатки морали у предков человека могла зародиться примерно таким же образом.