Мозг не сразу приходит в себя по мере падение концентрации анестетика — оказалось, что нервная система запоминает состояние, в котором находилась, и какое-то время поддерживает состояние общего наркоза собственными силами.
История анестезиологии началась в XVIII веке с опытов английского физика и химика Гемфри Дэви, который исследовал действие веселящего газа (монооксида азота). С тех прошло больше двухсот лет, и сейчас мы располагаем самыми разными анестетиками на любой, так сказать, вкус. Но, несмотря на привычное и широкое использование анестезии, её действие во многом остаётся неясным. Речь идёт, разумеется, об общем наркозе, с местными обезболивающими всё более-менее понятно. Как срабатывает общая анестезия, отключающая сознание?
Исследователи из Пенсильванского университета (США) взялись выяснить, как происходит погружение и выход из общего наркоза. По обычным представлениям, погружение и выход, по сути, один и тот же процесс, только идущий в разных направлениях. Анестетик проникает в мозг, связывается с нервными клетками и изменяет их активность так, что мы теряем сознание. Когда же анестетик вымывается из нервной ткани, сознание постепенно возвращается. Если эта гипотеза верна, то содержание анестезирующего вещества в мозгу должно быть одинаковым «на входе» и «на выходе», то есть в момент отключения сознания и в момент пробуждения. Исследователи, поэкспериментировав с дрозофилами и мышами, обнаружили странный факт: в момент анестетического отключения мозга содержание анестетика в нервной ткани было выше, чем в момент пробуждения. Причём, как они пишут в веб-журнале PLoS ONE, такую разницу нельзя было объяснить фармакокинетикой вещества.
Исходя из полученных данных, авторы предлагают концепцию «нейрологической инерции»: мозг запоминает состояние и поддерживает его даже тогда, когда действующего вещества уже нет. То есть какое-то время наша нервная система сама поддерживает состояние общего наркоза. В пользу этого говорят и другие данные, к примеру, то, что для обезболивания требуется меньше анестетика, чем для отключения сознания. То есть при погружении в общий наркоз сначала отключаются болевые ощущения, а только потом сознание целиком, — мозг опять-таки помнит исходное состояния и старается в нём удержаться.
С другой стороны, известно, что время пробуждения от наркоза зависит от мутаций в гене орексина, белка, который участвует в контроле сна и пробуждения. Люди, больные нарколепсией, могут часами выходить из общего наркоза, но есть и такие, кто и под общим наркозом может осознавать, что происходит. То есть простые химические и фармакокинетические объяснения не подходят для описания процессов, происходящих в мозгу при общей анестезии.
Разумеется, изучение реакции нервной системы на наркоз имеет большое значение для медицины, но у этой практической стороны есть один нюанс. Известно, что некоторые пациенты выходили из затяжной комы после того, как им давали снотворные препараты. Авторы полагают, что и феномен выхода из комы под действием снотворного, и странное поведение мозга при выходе из общего наркоза имеют между собой нечто общее. Кто знает, вдруг в будущем получится массово выводить людей из комы с помощью обычных анестетиков…
Подготовлено по материалам Scientific American.