В Москве открылась выставка легендарного фотожурналиста Марка Маркова-Гринберга. Много лет он был сотрудником агентства ТАСС, снимал ключевые события советской истории, прошел с фотоаппаратом всю войну.
В экспозиции, которую представляет Центр имени братьев Люмьер, — почти 200 снимков, многие никогда раньше не выставлялись.
Наталья Гринберг просит: «Пожалуйста, меня не фотографируйте». Говорит, лимит ее фотосессий был исчерпан еще в детстве. Отец снимал каждый ее шаг. Правда, этих, семейных, фотографий на выставке нет. Здесь — кадры из истории страны.
Ее будни — например, снимок из серии «День в московском метрополитене» — и переломные моменты: вместо двуглавого орла на кремлевской башне устанавливают рубиновую звезду.
Не многие знают, что автор этих легендарных снимков фотографом быть не собирался. Он мечтал о кино, но во ВГИК его не приняли. Тогда устроился работать журналистом в отдел происшествий одной маленькой газеты в родном Ростове-на-Дону. Там получил первые репортерские навыки и двойную фамилию — Марков-Гринберг.
«Он еще совсем мальчишкой был. Ему лет 17, наверное, было. Он говорит, что редактор его вызвал и говорит: тебе лучше взять псевдоним. Как тебя зовут? Ну, будешь Марков. Чтобы те, о ком он писал, чтобы они его не знали. Не могли найти, при случае если бы им захотелось», — рассказывает дочь Наталья Гринберг.
Марков-Гринберг быстро понял, что один удачный снимок иногда может рассказать больше, чем двухполосная статья. И перешел в отдел фотокорреспондентов.
Одно из первых серьезных заданий — сфотографировать Владимира Маяковского, который в 1926-м приезжал в Ростов-на-Дону. Встречу назначил в гостиничном номере рано утром.
«Он понимает, что темно. Нет света. И снимка, скорее всего, не получится. Тогда он, так как был очень активный и быстрый, снимает простыню с кровати и делает ее фоном. Таким образом он вышел из положения», — рассказывает куратор выставки Наталья Пономарева.
Позже Марков-Гринберг переезжает Москву. Работает в журналах «Огонек» и «Смена». Его звездный час — конечно, приглашение в ТАСС. Он много ездит по стране. Снимает колхозы, заводы. Целая серия снимков посвящена Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
Делает много портретов: фотографирует Юрия Гагарина, Сергея Эйзенштейна, Аркадия Райкина. Вглядывается в лица шахтеров и поварих.
В 41-м началась война. Уже известный в Советском Союзе фотограф, Марков-Гринберг уходит на фронт — связистом.
«На войну он пришел не фотографом, но фотоаппарат был всегда с ним. Он снимал все: он снимал будни солдат, снимал бой, подготовку к бою, какие-то минуты отдыха», — рассказывает Наталья Пономарева.
Пока Марк Борисович на фронте, его семья находится в эвакуации. Из Москвы супруга фотографа увозит самое дорогое — детей и два альбома с негативами.
«Семья, которая владеет авторским правом, сумела сохранить все эти негативы в том состоянии, что руками, без каких-то цифровых обработок мы смогли получить то, что вы сейчас видите», — рассказывает директор Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская.
Фотографии Маркова-Гринберга широко известны за рубежом, их видели в Германии, Англии, Португалии, Сингапуре, Австралии. Но такой масштабной выставки — сразу 170 снимков — никогда не было даже на родине мастера, в России.