Задержание сотрудника полиции безопасности (КАПО), подозреваемого в государственной измене, превращено в крупнейшую трудовую победу – что, без сомнения, и является таковой – и благодаря которой открываются новые невиданные возможности разоблачения шпионской сети России на Западе.
Вначале министр внутренних дел попытался представить Эстонию несчастной жертвой секретных заговоров со стороны России, однако вскоре все превратилось в превозношение Эстонского государства как чрезвычайно ловкого разоблачителя шпионов. Но навряд ли мы должны испытывать всенародное ликование из-за того, что только за последние пару лет ряд хорошо информированных чиновников продали Кремлю безопасность Эстонии.
Главный вопрос заключается в том, как они оба (имеются в виду бывший высокопоставленный сотрудник министерства обороны Херман Симм, приговоренный в 2009 год к 12,5 годам заключения за шпионаж в пользу России и задержанный на минувшей неделе по подозрению в шпионаже в интересах ФСБ сотрудник КАПО Алексей Дрессен – прим. переводчика) могли действовать столь долгое время.
Если после задержания Алексея Дрессена впервые публично сообщили, что сотрудникам полиции безопасности запрещено посещать Россию, то фон этого сотрудника КАПО вместе с его активно общающейся с Россией супругой уже давно должен был бы заставить замигать огонек тревоги.
Очевидно, доставка секретов не была чрезвычайно рискованным или трудным делом, что доказывает и пошлое задержание Дрессена и его супруги-связной прямо в аэропорту. Не украшает Эстонское государство и висящее в воздухе подозрение, что Бронзовый мятеж был столь успешен потому, что оценка угрозы, составленная КАПО, могла быть составлена или в интересах России или его содержание было известным Кремлю.
Следующий интересующий общественность вопрос заключается в том, каким будет судебное решение в случае признания вины Дрессена. Пойдут ли на такое же сомнительное соглашение как в случае в Херманом Симмом, когда его жена по сути избежала наказания, или Эстонское государство проявит на сей раз принципиальный подход. Когда после задержания Симма с испугом обнаружили, что за масштабную измену невозможно осудить более чем на 12 лет, то сейчас из среды неподкупных политиков можно услышать, что изменения в законодательстве, внесенные после Симма, предусматривают уже пожизненное тюремное заключение.
Исходя из принципа оправданных ожиданий и в свете наказания Симму, Дрессену, очевидно, все же нет оснований опасаться большего наказания, чем вынесенного Симму. Возможно, что когда-нибудь он еще сможет спеть вместе с Путиным о Родине.
«Ohtuleht», Эстония. Перевод: Хейно Сарап