МОСКВА, 14 фев — РИА Новости. Взрывообразное расширение видового разнообразия не обязательно связано с эпизодами массового вымирания видов, так как один из факторов этого эволюционного взрыва — межвидовая конкуренция — практически отсутствует после исчезновения многих видов животных и растений, заявляют американские палеонтологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Ученые выделяют в истории жизни на Земле пять крупнейших массовых вымираний видов. Последнее из них, мел-палеогеновое вымирание, произошло примерно 65,5 миллионов лет назад и привело к исчезновению динозавров и всех крупных наземных и морских рептилий. Считается, что каждое такое событие сопровождается эволюционным взрывом — быстрым распространением, физическим ростом и специализацией выживших видов, которые занимают освободившиеся экологические ниши.
Группа ученых под руководством Дэйвида Бапста (David Bapst) из университета Чикаго (США) выяснила, что так происходит далеко не всегда, проанализировав последствия ордовико-силлурийского массового вымирания, второго подобного события в истории нашей планеты.
Эта катастрофа произошла примерно 443 миллиона лет назад и привела к гибели более половины видов морских беспозвоночных животных. Сильнее всего пострадали мшанки, двустворчатые моллюски и кораллы — в некоторых случаях видовое разнообразие сократилось на две трети. По всей видимости, причиной данного вымирания стало падение концентрации углекислого газа в атмосфере Земли и последовавшее за этим похолодание.
Авторы статьи проследили за изменением многообразия так называемых граптолитов (Graptoloidea) — зоопланктона, который вел сидячий образ жизни и обитал в тесных колониях в мелких морях древнего мира. Как объясняют ученые, массовое вымирание на границе ордовикского и силурийского периодов привело к уничтожению большинства конкурентов этих животных и создало благоприятные условия для эволюционного взрыва.
Бапст и его коллеги изучили окаменелости двух родов этого класса беспозвоночных — неограптов (Neograptina) и диплограптов (Diplograptina). Первая группа граптолитов находилась в ордовике в относительно узкой экологической нише, тогда как вторая занимала доминирующее положение. Тем не менее, все представители диплограптов исчезли во время массового вымирания, а неограпты выжили.
Ученые проанализировали окаменелые останки около 183 видов этих родов граптолитов, обитавших на на «стыке» между ордовикским и силурийским периодами.
Оказалось, что выжившие виды зоопланктона вели себя не так, как предсказывала теория эволюционного взрыва. Как и ожидалось, они освоили новые экологические ниши, освобожденные после исчезновения диплограптов. Тем не менее, видовое разнообразие неограптов практически не менялось в последующие 2 миллиона лет после вымирания.
По расчетам ученых, скорость эволюции этого рода граптолитов в этот отрезок времени была гораздо ниже, чем в эпоху до вымирания «конкурентов».
«То, что мы обнаружили, больше соответствует другой теории, которая предполагает “запаздывание” эволюции до того момента, как появятся новые межвидовые связи (конкуренция между видами) и произойдет полная перестройка экосистемы», — пояснил один из участников работы Чарльз Митчелл (Charles Mitchell) из университета штата Нью-Йорк в городе Баффало (США).
Иными словами, основной причиной ускорения видообразования в этом случае послужила конкуренция за одни и те же экологические ниши, а не сам факт их освобождения. Ученые полагают, что дальнейшие исследования динамики эволюции на примере других видов помогут укрепить или опровергнуть их выводы.