БУЭНОС-АЙРЕС, 6 фев — РИА Новости, Александр Соловский. Дизель-электроход Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) «Василий Головнин» в 21.50 воскресенья по местному времени (04.50 мск понедельника) отшвартовался в порту Буэнос-Айреса и отправился в Антарктиду, куда доставит около 60 аргентинских полярников и более 4 тысяч тонн грузов для станций этой южноамериканской страны на «ледяном» континенте, передает корреспондент РИА Новости.
Накануне корабль посетил посол России в Аргентине Виктор Коронелли, который пожелал экипажу успешного плавания и выполнения поставленной задачи.
Российское судно 12 дней назад прибыло в другой аргентинский порт Ла-Плата на атлантическом побережье, где на него было погружено более 500 тонн дизельного топлива. «Василий Головнин» полтора месяца будет находиться в тайм-чартере аргентинской компании Seven Seas для доставки полярников и снаряжения на постоянные аргентинские антарктические станции «Оркадас», «Марамбио», «Эсперанса», «Сан-Мартин», «Джубани», а также временные базы «Петрель», «Камара», «Браун» и «Примавера». Заход на расположенную в море Уэдделла одну из самых южных станций — «Бельграно-II» не планируется, так как на нее в прошлую навигацию было доставлено все необходимое на две зимовки вперед.
«Наше судно аргентинцы фрахтуют уже пять лет подряд после того, как в результате пожара в апреле 2007 года вышел из строя их ледокол “Адмирал Ирисар”, который традиционно задействовался в антарктических экспедициях. Кроме топлива и научной аппаратуры мы везем восемь 20-тонных контейнеров с продуктами питания, а также щебень, песок, цемент и даже унитазы», — заявил корреспонденту РИА Новости перед отходом капитан российского корабля Иксан Юсупов. По его словам, экспедиция завершится в середине марта. «На выборах президента мы проголосуем во льдах Антарктиды. Я как капитан и председатель избирательной комиссии прослежу, чтобы голосование прошло без нарушений», — добавил Юсупов.
На борту дизель-электрохода находится вертолет КА-32 компании «Авиалифт».
«Вертолет был погружен на судно в малазийском порту Пенанг. Поскольку большинство аргентинских станций в Антарктиде не имеют причалов, грузы от корабля до берега будут доставляться по воздуху», — пояснил представитель «Авиалифта» пилот Александр Тихонов.
Руководство Аргентины неоднократно выражало благодарность экипажу «Василия Головнина» за успешное снабжение своих полярных баз. По мнению главы нынешней антарктической экспедиции Гильермо Палета (Gullermo Palet), аргентинцы намерены пользоваться услугами российского судна еще минимум в течение двух навигаций (Палет ранее был капитаном ледокола «Адмирал Ирисар»). Он также напомнил, что в декабре прошлого года Москва поставила в Буэнос-Айрес два средних многоцелевых вертолета Ми-171Е. «Эти вертолеты предназначены для перелетов в Антарктиде. Уже определенно и место их базирования — полярная база “Марамбио”, — пояснил Палет перед отходом российского судна из Буэнос-Айреса.
Дизель-электроход “Василий Головнин” водоизмещением 20 тысяч тонн построен в Херсоне в 1989 году как стратегическое судно, в трюмы которого своим ходом способна въезжать тяжеловесная техника. Российское судно названо в честь прославленного российского мореплавателя Василия Головнина (1776-1831), который прошел путь от кадета Морского корпуса до вице-адмирала, директора департамента кораблестроения. Головнин был одним из инициаторов организации российской экспедиции, открывшей 28 января 1820 года Антарктиду.
Аргентина имеет в Антарктиде шесть постоянно действующих и 10 временных станций, а также около 60 убежищ, большая часть из которых заброшена. Они расположены на территории, которую аргентинское правительство считает одним из департаментов провинции Огненная Земля.
База “Эсперанса” является единственной в Антарктиде базой, где уже более 30 лет полярники живут семьями. На ее территории имеется детский сад, общеобразовательная школа и даже казино. На базу “Марамбио” уже 40 лет приземляются крупнотоннажные самолеты “Геркулес” С-130 на колесном шасси. Имеется взлетно-посадочная полоса с естественным покрытием длиной 1,2 километра и шириной 40 метров. Здесь есть почта, спутниковое телевидение, телефонная связь и интернет. На станции постоянно базируется самолет DHC-6 Twin Otter, а летом — два вертолета Bell 212. Постоянно проживают 45 человек, летом количество жителей возрастает до 200. На базе “Джубани” находится уникальный в Антарктиде кинотеатр на 53 места. На острове есть внутреннее озеро, из которого берут питьевую воду заходящие суда.
Аргентина, наряду с Советским Союзом, была одним из 12 государств, подписавшим в 1959 году Международный Договор об Антарктике, который “заморозил” территориальные претензии на все земли, расположенные южнее 60 градусов южной широты. Два года назад он был продлен еще на 50 лет. Между тем, свои сектора на карте континента обозначили Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили. США и Китай открыто не выдвигают территориальных претензий на часть Антарктиды, но при этом вкладывают в ее освоение миллиарды долларов.