Правительство пытается согласовать с Кремлем список кандидатов в советы директоров госкомпаний. Президент Дмитрий Медведев поручал включить в него представителей своего кадрового резерва. К 26 «резервистам», отобранным в прошлые годы, предложено добавить еще 36 в 37 госкомпаний, рассказывал «Ведомостям» директор департамента Минэкономразвития Алексей Уваров.
Например, в совет директоров «Шереметьево» вместо кандидата в президенты Михаила Прохорова предлагалось делегировать владельца группы «Каскол» Сергея Недорослева, а в ВТБ вместо бывшего президента «Тройки диалог» Павла Теплухина — экс-президента АФК «Система» Леонида Меламеда.
Но в Кремле считают, что «резервистов» в советах директоров госкомпаний должно быть еще больше, следует из письма руководителя президентской администрации Сергея Иванова в правительство (копия есть у «Ведомостей»). Например, в совет директоров «Аэрофлота» вместо председателя ВЭБа Владимира Дмитриева предлагается избрать зампредседателя совета директоров «Нордеа банка» Игоря Когана. Его же администрация предлагает дополнительно избрать независимым директором в Агентство по жилищному и ипотечному кредитованию. Врио гендиректора «Роснефтегаза» Ларису Каланду Кремль хочет вывести из советов директоров «Зарубежнефти» и «Транснефти». Вместо нее предлагаются депутат Евгений Туголуков и бывший депутат Михаил Гришанков соответственно. В совете директоров «Русгидро» гендиректора «Газпромэнерго» Сергея Белобородова предложено поменять на руководителя «Комплексных энергетических систем» Андрея Буренина, а в «Роснефти» — гендиректора «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова на гендиректора СУЭК Владимира Рашевского. Наконец, Недорослева предлагается избрать в совет директоров «Холдинга МРСК» вместо гендиректора ЗАО «Волга» Игоря Хвалина.
Предлагает Кремль новых кандидатов и не из президентского резерва. Например, управляющего партнера Lazard Ltd Жан-Пьера Тома администрация хочет видеть в совете директоров «Транснефти» и «Роснефти» вместо вице-президента РАН Александра Некипелова и президента «Транснефти» Николая Токарева соответственно. Токарева предлагается не избирать и в совет директоров «Роснефтегаза», вместо него предложена кандидатура председателя правления «Согаза» Сергея Иванова, сына руководителя администрации президента. Член совета директоров «Илима» Борис Зингаревич может войти в советы ФСК и МРСК вместо предправления «Интер РАО» Бориса Ковальчука и гендиректора «Интер РАО — управление активами» Геннадия Бинько.
Многие люди, которых предложено исключить из советов директоров энергетических госкомпаний, близки к вице-премьеру Игорю Сечину, а новые кандидатуры с ним не согласованы, отмечает сотрудник аппарата правительства. Например, Каланда в 2007 г. была назначена и. о. гендиректора «Роснефтегаза» по протекции тогдашнего председателя совета директоров компании Сечина, рассказывали «Ведомостям» источники, близкие к «Роснефтегазу».
По закону об АО акционеры должны представить кандидатов до 1 февраля, «если иной срок не предусмотрен уставом госкомпаний». У большинства госкомпаний эти сроки истекают позднее, отмечает правительственный чиновник.
Идет предвыборная борьба за сферы влияния, констатирует гендиректор Фонда энергетической безопасности Константин Симонов: «Госкомпании — это колоссальный ресурс, и задача силового и либеральных кланов — по максимуму расставить своих людей».
Процедура отбора кандидатов непрозрачна, говорит замдиректора межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Многие кандидаты работают в советах директоров госкомпаний уже несколько лет и необходимо проанализировать их деятельность, рекомендует он: «Тогда хотя бы отчасти будут понятны мотивы государства по замене одних на других». Какими бы ни были кандидаты, на эффективность работы госкомпаний это не повлияет, считает Симонов.