МОСКВА, 26 янв — РИА Новости. Версий возможных причин аварии российской межпланетной станции «Фобос-Грунт» становится все больше — к «радарной» версии прибавилась «плазменная» и «солнечная», однако пока официальные выводы не обнародованы. Некоторые эксперты полагают, что точные причины аварии так и не будут установлены, поскольку телеметрии с аппарата получено не было, а сам он теперь на дне Тихого океана.
Первый за 15 лет российский межпланетный зонд, предназначенный для доставки образцов грунта со спутника Марса Фобоса, был запущен 9 ноября 2011 года. Маршевая двигательная установка станции не включилась и не смогла перевести аппарат на траекторию перелета к Марсу. «Фобос-Грунт» остался на околоземной орбите, и 15 января обломки зонда упали на Землю в Тихом океане.
Причины нештатной ситуации расследует комиссия во главе с экс-руководителем Росавиакосмоса Юрием Коптевым, который сейчас является председателем научно-технического совета госкорпорации «Ростехнологии». Однако пока выводы комиссии официально не объявлены.
Замглавы Роскосмоса Анатолий Шилов сообщил, что комиссия уже закончила работу, но отказался рассказать о ее результатах. Итоговый доклад будет в воскресенье представлен главе Роскосмоса Владимиру Поповкину и на следующей неделе его планируется обнародовать.
Солнце или «плазменные образования»
Вице-президент Академии инженерных наук Юрий Кубарев ранее заявлял, что сбой в выполнении программы полета «Фобос-Грунта» мог быть вызван воздействием естественного или искусственно созданного «плазменного образования». В четверг ряд СМИ со ссылкой на неназванные источники сообщил, что эта версия рассматривается комиссией по расследованию причин нештатной ситуации с «Фобосом» в качестве основной.
Однако специалисты по процессам в ионосфере (ионизованному слою земной атмосферы) заявляют, что даже если такие образования и могли возникать, оказать существенного влияния на аппарат они не могли.
«Это невозможно. Такого типа плазменные образования могут возникнуть на определенной высоте, и они обычно на порядок более слабые (чем нужно, чтобы оказать какое-то воздействие)», — сказал РИА Новости профессор Марат Деминов, завлабораторией динамики ионосферы Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн имени Пушкова (ИЗМИРАН).
По его словам, плазменные образования могут возникать из-за выхлопов ракет, но они очень слабые. Разогревать плазму в ионосфере может, например, американский нагревной стенд HAARP, расположенный на Аляске. Однако этот стенд может нагреть ионосферу в очень узкой области на определенных высотах — от 90 до 200 километров — в высоких широтах.
«Но ее энергии не хватит, чтобы она как-то повлияла на электронику внутри спутника», — сказал собеседник агентства.
Неназванные источники некоторые СМИ заявляли, что повлиять на зонд якобы могли и вспышки на Солнце и выбросы солнечной плазмы. Однако специалисты по космической погоде заверяют, что в момент, когда «Фобос» стартовал и выполнял первые витки, Солнце было спокойным.
«Был официальный запрос из аварийной комиссии Роскосмоса, которую возглавляет Коптев, о том, какая обстановка (с космической погодой) была на 9 ноября, на время первых витков “Фобоса”, — сказал РИА Новости руководитель центра прогнозов космической погоды института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН (ИЗМИРАН) Сергей Гайдаш.
“И они получили официальный ответ: в указанный интервал времени космическая погода была нормальной. Все параметры находились на уровне фоновых значений. Ничего, что могло повлиять хоть как-то на „Фобос“, не происходило. Этот документ был отправлен в комиссию”, — сообщил он.
Американцы не хотят проверять радар
США отказались участвовать в эксперименте по проверке “радарной версии” аварии “Фобос-Грунта”, заявил журналистам замглавы Роскосмоса Анатолий Шилов. Ранее высказывалась версия, что сбой в работе аппарата мог быть вызван излучением американского радара, и Роскосмос рассчитывал привлечь экспертов НАСА к наземному эксперименту по проверке этой версии.
“Роскосмос направлял официальное предложение американской стороне участвовать в расследовании, но они отказались”, — сказал Шилов.
Версия с воздействием на “Фобос-Грунт” американского радара, по словам Шилова, прорабатывалась на наземных станциях, однако замглавы Роскосмоса отказался сообщить подробности и результаты этого эксперимента.
Российские специалисты проверяли версию о возможном непреднамеренном воздействии излучения военных радаров США, установленных на атолле Кваджалейн (Маршалловы острова) на космический аппарат в ходе его полета над островами на втором витке вокруг Земли. Во время полета “Фобоса” американские радары действительно работали по программе изучения астероида 2011 YU55. Однако в ней участвовали лишь два радиолокатора — Аресибо (Пуэрто-Рико) и Голдстоун (Калифорния), и во всех случаях, когда “Фобос-Грунт” был виден для них, астероид был за горизонтом.
Правительство США заявляло, что предположения об аварии российского космического аппарата “Фобос-Грунт” в результате иностранного воздействия на него лишены оснований.
“Китайские” детали
Еще одна версия — использование при создании станции некондиционных контрафактных деталей. “Использование на межпланетной станции „Фобос-Грунт“ контрафактных деталей могло быть вполне реальным. Вспомните недавний скандал в США, когда американские военные признали, что в части систем боевой техники использовалась микроэлектроника, бывшая в употреблении”, — сказал РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.
По его словам, в Китае возникла целая индустрия по подделке таких дорогостоящих деталей: покупается старое оборудование, разбирается, с него смывается маркировка, наносятся данные по новой спецификации и затем продается.
“Если у американцев, причем, в Пентагоне, было выявлено подобное, то я вполне допускаю, что такое к нам тоже может поставляться. Ведь и система перепродажи этих чипов, скорее всего, поставлена очень профессионально, детали поступают заказчику через десятки фирм, и исходную выяснить просто невозможно”, — считает собеседник агентства.
Он полагает, что истинную причину аварии “Фобос-Грунта” установить невозможно. “Телеметрии со станции не было, техника это не серийная. Поэтому все, что мы можем сказать, станет только предположением”, — заключил собеседник агентства.
Вместе с тем, источник на одном из предприятий космической отрасли сказал РИА Новости, что система отбора деталей и компонентов устроена так, что попадание некондиционного оборудования крайне маловероятно.
“У нас совершенно по-другому устроены поставки. (Комплектующие) заказываются, проводится сертификация, аттестация, потом идет входной контроль, вовлечение в сборку и после сборки идут приемо-сдаточные испытания, проверка на соответствие требованиям, техническим условиям. Система, которая существует, защищает от поставки некондиционных деталей”, — сказал собеседник агентства.
По его словам, поставками занимаются организации, с которыми предприятие взаимодействует много лет. “Случайных организаций не бывает. Круг их очень узкий. Есть вполне определенные организации, которым доверяется проводить закупку этих элементов, они имеют лицензии на право этих работ, лицензии выданы Роскосмосом. Мы это проверяем”, — сказал он.
Кроме того, одна некондиционная деталь, по условиям создания космических аппаратов, не должна приводить к их выходу из строя. “Некондиционная деталь не стоит одна, всегда, как правило, есть дублирование. Есть такой принцип: отказ одного элемента не должен приводить к отказу всей системы, есть такое техническое требование, оно пишется в каждом ТЗ, на каждую составную часть. Это предопределяет определенную схемотехнику при проектировании электронных модулей”, — сказал источник.