В Москве простились с Евгением Гинзбургом. Известный кино- и телережиссёр умер в минувшее воскресенье на 67-м году жизни. На траурную церемонию в столичный Дом кино пришли сотни людей: родные, друзья, коллеги.
Они вспоминали фильмы, передачи, знаменитые «Бенефисы», созданные Гинзбургом, и сожалели, что в последние годы талантливый режиссёр был не слишком востребован.
Родился в Челябинске, учился в Ташкенте и Тбилиси, раскрылся как талант в Москве – вот такая история с географией подарила стране первого режиссера музыкального телефильма. Новатор, профессионал и интеллигент – редчайшее сочетание качеств в такой творческой отрасли, как кино. Именно об этом говорили сегодня его друзья и родные.
«Он был удивительно приветливый, добрый человек. Это в нашем мире сложном – кинематографическом, телевизионном в том числе, – это большая редкость», — говорит режиссер Игорь Масленников.
«Вот это настроение через музыку, этот позитив, эта доброта, это всё появилось вот с жениными фильмами. К сожалению, в последние годы он не был востребован. Как-то, знаете так, больше попсоватость была, а всё-таки Женя занимался искусством», — говорит троюродный брат режиссера Михаил Барщевский.
Начинал он с постановки эстрадных концертов. С того, о чем мечтал любой выпускник режиссерского факультета. Но он придумал свой стиль. Что это – мюзикл, шоу, ревью? — с тревогой вопрошали себя и зрителя советские кинокритики.. И сами же отвечали – это Гинзбург.
В 30 с небольшим он уже был признанным мастером нового жанра. Его бенефисов с участием звезд отечественного экрана, Савелия Крамарова, Веры Васильевой, Ларисы Голубкиной, Людмилы Гурченко ждала вся страна.
«Он расставлял такие знаковые маячки, а потом на эту тему самозабвенно фантазировал. Это гигантская потеря потому, что таких людей больше не делают», — заявляет Сергей Шустицкий.
Да, похоже, что и тогда не делали. Для съемок фильма «Рецепт ее молодости» с участием Гурченко Гинзбурга выбрали из списка 160 режиссеров Мосфильма. Никто не хотел рисковать репутацией в таком сложном жанре. А он и не рисковал. В музыкальном кино он жил.
«Этот человек очень тонко чувствовал музыку. Музыкальные фильмы, музыкальный монтаж имеет свою специфику, и очень мало людей, которые это знают по-настоящему. Конечно, это большая потеря», — говорит Полад Бюль-Бюль Оглы.
Для «азербайджанского соловья» Евгений Гинзбург стал еще и почти что братом после того, как связал судьбу с дочерью солнечного Азербайджана Нарой Шералиевой. Режиссера называли кавалером трех роз – по числу серебряных наград, завоеванных на международных телефестивалях. Четвертая роза – его Нара. И сегодня она в трауре. Едва сдерживает слезы, принимая соболезнования. Рядом – их сын Саша, которому всего 12.
Он мог бы стать и актером, соглашаются коллеги, но Гинзбург предпочел стать высочайшего ранга артистом в режиссуре. Он хотел снимать всегда. И был совсем близко от воплощения нового проекта. Но не успел.