Перейти на главную страницу

Менюшка
Меню портала




 

Дружественные сайты

_____________________________

» » Заливы и проливы. Стратегический контроль

Заливы и проливы. Стратегический контроль

Заливы и проливы на нашей планете неоднократно становились ареной боевых действий. Конфликты за контроль над важными водными артериями мира в последние годы возникали довольно часто.

В нефтеносном регионе Персидского залива войны за последние десятилетия вспыхивали четырежды. Одной из причин ирано-иракской войны в 80-х годах (1980 – 1988) стал спор за реку Шатт-аль-Араб, важный канал транспортировки нефти. Дальше – нападение Ирака на Кувейт (1990), ответная операция США – «Буря в пустыне» (1991), вторжение США в Ирак в 2003 году.

Морские транспортные артерии, подобные Ормузскому проливу, по которым перевозятся товары, в том числе и нефть, также всегда были чувствительной темой. Суэцкий канал, построенный в 1869 году, чтобы соединить Средиземное и Красное море, спустя сто лет стал яблоком раздора – в 1956 году. Египетские власти решили его национализировать, что очень не понравилось целому ряду стран, в том числе Израилю.

Так началась вторая арабо-израильская война. А в 1967 году после Шестидневной войны канал перекрыли на 8 лет. Разблокировали только после того, как советские тральщики очистили его от минных заграждений. Ущерб от простоя исчислялся миллиардами долларов в год, а грузовые суда приходилось пускать в обход Африки.

Аденский залив вообще стал пристанищем пиратов 21-го века. Через него суда, преодолевшие Суэцкий канал и Красное море, попадают в Индийский океан. Здесь проходит до трети потребляемой в мире нефти. С 2000 года пираты ежегодно захватывали десятки судов, требуя выкупа и убивая заложников. С 2008 залив патрулируют ВМС различных государств, но этих сил явно недостаточно.

Гибралтарский пролив соединяет Средиземноморье с Атлантикой. По-иному попасть в Средиземное море из мирового океана корабли могут только через Суэцкий канал. Во время Второй мировой за контроль над проливом происходили ожесточенные сражения. После войны пролив не перекрывался. В среднем за год через него проходят 80 тысяч судов.

Босфор и Дарданеллы. Еще два небольших, но стратегически важных пролива, соединяющих Черное и Средиземное моря. В годы Второй мировой Турция блокировала проход судов воющих стран, но в современной истории проливы не перекрывались. Корабли черноморских стран, в том числе России, имеют право проходить через проливы без ограничений, лишь при соблюдении установленных условий.

Ну и наконец, важнейший стратегический коридор в Западном полушарии – Панамский канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны. Построен в 1914 году. Ежегодно пропускает около 15 тысяч судов — примерно 5% мировых океанских грузоперевозок. И его война не обошла стороной – в 1989 году США вторглись в Панаму с целью свергнуть диктатора Норьегу и обеспечить функционирование канала. Получилось, правда, наоборот – на время операции он, как известно, был перекрыт.




Отзывов 0    Просмотров  


Другие новости по теме:



Два корабля Ирана проследовали через Суэцкий канал в Средиземное ...
   

Корабли Ирана прошли в Средиземное море
   

Иранские военные корабли вошли в Средиземное море
   

Атомная подлодка и миноносец ВМС США прошли в Красное море & ...
   

Египет заработал на Суэцком канале $5,22 млрд
   

Корабли иранских ВМС вошли в сирийский порт Тартус
   

Комментарии