Эксперты Третьяковской галереи подтвердили, что автор картины «Распятие» — Николай Ге. Полотно нашли случайно. С 20-х годов оно находилось в запасниках Новочеркасского музея.
Картине больше ста лет, но она хорошо сохранилась. О том, что двухметровый холст написал Ге, в 60-е годы догадывался лишь художник Николай Чернышев – страстный поклонник творчества Ге. Сейчас окончательный вердикт вынесли московские искусствоведы.
На вопрос художника Николая Ге «Что есть истина?», который стал названием выставки в Третьяковской галерее, искусствоведы продолжают искать ответ здесь, в зале ученого совета. За этой дверью собрались более 20 сотрудников музея, чтобы подтвердить или опровергнуть тот факт, что картина «Распятие», недавно найденная в Новочеркасске, тоже принадлежит кисти Ге.
За круглым столом, можно сказать, «финальное заседание суда». «Присяжным» – искусствоведам – представляют «свидетельства», которые собирали несколько месяцев. «Прокурор» Лидия Гладкова настаивает: нехарактерный для православного художника фон картины — позади распятия море, догорающий закат. «Адвокат» Татьяна Карпова возражает: таков, возможно, был заказ лютеранской кирхи, где изначально висела картина.
«Уважаемый Николай Михайлович, выполняю вашу просьбу, высылаю два фотоотпечатка с картины Ге “Распятие”. Эта картина хранится в нашем музее примерно с 20-х годов, попала она к нам в музей из теперь не существующей кирхи или костела», — зачитывает письмо Татьяна Карпова, доктор искусствоведения, куратор выставки «Что есть истина?»
Все началось с этого письма. В 1961 году в Москву художнику Николаю Чернышеву его послал директор Новочеркасского Музея донского казачества. Большой почитатель творчества Ге Чернышев считал его одним из трех величайших художников России наравне с Андреем Рублевым и Александром Ивановым, собирал о нем сведения, беседовал с его учениками. О существовании этого документа, о том, что где-то на Дону хранится картина, неизвестная столичным экспертам, сотрудники Третьяковской галереи узнали случайно — весной, при подготовке выставки. Это стало настоящей сенсацией.
«Картин Ге в частных руках и в каких-то иных руках почти не осталось, мы должны это помнить. Возможно, еще какие-то небольшие рисунки найдутся в каких-то частных коллекциях, но большие картины Ге вряд ли еще найдутся. И вдруг мы обнаружили новую картину!» – рассказывает Лидия Иовлева, заместитель директора Государственной Третьяковской галереи.
Десант московских исследователей в Новочеркасске высадился в ноябре. Двухметровое «Распятие», подписанное «Н.Н. Ге, 1884 год», эксперты осматривали, фотографировали и просвечивали рентгеном. В столице макрофотографии картины сравнивали с фрагментами работ Ге из запасников Третьяковской галереи. В частности, с полотном «Христос в Гефсиманском саду».
— По-моему, очень похоже написаны волосы. Самое главное, совпадает фактура!
— Даже сама тональность, вот когда он чем-то голубовато-серым их покрывает, чрезвычайно похожа.
Сверяли шляпки гвоздей, фиксировали направление, в котором стекает кровь со стоп Спасителя, характер кракелюра – трещин лакового слоя, световые акценты, мазки кисти, абрис тела – все совпало. Даже подпись художника после графологической экспертизы. Это настоящий Ге — последнее слово за Лидией Иовлевой.
За время проведения выставки, посвященной 180-летию художника, это уже второе открытие. Ранее эксперты нашли работу Николая Ге «Милосердие» под его же картиной «Что есть истина?». Тех, кто еще не успел увидеть сенсационные результаты исследований, в галерее ждут в зимние праздники каждый день, а по четвергам – до десяти вечера.