МОСКВА, 24 окт — РИА Новости. Новое издание знаменитой поэмы Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки», включающее в себя комментарий филолога Алексея Плуцера-Сарно под названием «Энциклопедия русского пьянства», иллюстрации художника Василия Голубева и коллекцию винных этикеток 50-70-х годов прошлого века, презентовали в Государственном историческом музее в понедельник, передает корреспондент РИА Новости.
Поэму, начинающуюся словами «Вот все говорят: Кремль, Кремль» и описывающую метафизическое путешествие альтер эго писателя по маршруту Москва — Петушки, Ерофеев написал в 1969 году, однако она долго не могла выйти в печать в СССР, и только за рубежом ее удалось выпустить.
Как рассказал на презентации книги глава издательства «Вита Нова» Леонид Захаренков, и сегодня выпустить ее было непросто: «К этой книжке мы шли очень долго и в какой-то момент уже потеряли надежду, что это событие когда-то произойдет», — сказал он, добавив, что издание удалось издать тиражом всего лишь в 1,5 тысячи экземпляров, а в магазины и вовсе доставлять «контрабандой».
Помимо комментариев в издание вошла специально приобретенная коллекция этикеток плодово-ягодных вин и других алкогольных напитков 50-70 годов, а также схема железнодорожного транспорта Подмосковья 1960-х годов.
«Хотя Веничке, как его называют не только близкие, но и абсолютно чужие люди, это слово — контрабанда — бы понравилось», — отметил Захаренков и подчеркнул, что в магазинах книги нет, а то, что привезли в музей, доставили из Финляндии именно «контрабандным способом». По этой причине, видимо, новинки не досталось журналистам.
В рамках презентации отрывок из поэмы прочитал актер Вениамин Смехов, до этого записавший аудиодиск другого произведения Ерофеева — «Вальпургиева ночь».
Поэма в прозе тридцатилетнего Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» впервые увидела свет в 1970 году в количестве двух экземпляров, отпечатанных на машинке. Читатели самиздата книги Ерофеева «Москва-Петушки» не подозревали, что эта книга будет издаваться многотысячными тиражами и спустя много лет после ее написания не утратит своей популярности — сначала ее прочла вся Москва, потом провинция, а потом и весь мир.
Спустя почти сорок лет вышла аудиокнига «Москва — Петушки» в прочтении лидера группы «Ленинград» Сергея Шнурова.
День рождения Ерофеева официально праздновать не принято. Поклонники его творчества обычно вспоминают своего любимого писателя в этот день в скверике на площади Борьбы в Москве, где установлен памятник главному герою поэмы — Веничке и его возлюбленной — «девушке с косой от затылка до попы, девушке, которая не девушка, а баллада ля-бемоль-мажор и волхвование».
Венедикт Васильевич Ерофеев родился 24 октября 1938 года в карельском поселке Чупа за Полярным кругом. Вырос в Кировске, в 1946 году его отец, железнодорожный рабочий, был арестован за «распространение антисоветской пропаганды» (рассказанный анекдот). Веня оказался в детском доме, где провел несколько лет. Писать, по свидетельству матери, начал с пяти лет и всегда отлично учился, с юношеских лет знал и любил русскую литературу. С 16 лет начал писать стихи, подражая поэтам начала века, особенно Северянину. Первым сочинением считаются «Записки психопата» (1956-1958), начатые в 17-летнем возрасте.
В 1955 году поступил на филологический факультет МГУ, через 1,5 года отчислен за непосещение занятий по военной подготовке, затем за «аморальное поведение» был отчислен и из Орехово-Зуевского пединстита. В 1961 году поступил во Владимирский педагогический институт имени Лебедева-Полянского, где за отличную успеваемость получал повышенную стипендию, но меньше чем через год был выдворен не только из института, но и из города Владимира за «моральное, нравственное и идейное разложение студентов института» (в 1960-е годы — обычная формулировка для отчисления студента с нестандартным образом мыслей).
Многие годы скитался по стране, не имея постоянного жилья и прописки. Работал грузчиком, кочегаром, разнорабочим, приемщиком стеклотары, библиотекарем. Во время скитаний писал свои сочинения.
Мировую известность Ерофееву принесла повесть «Москва — Петушки» (1969), написанная «на кабельных работах в Шереметьеве». Проснувшись в «неизвестном подъезде», похмельный герой едет в Петушки — туда, где «небо сливается с землей», где живет его любовь, «куда стремится его сердце».
Многие сочинения писателя утеряны при переездах: «Записки психопата» (1956), роман «Дмитрий Шостакович» (1972). Перу Ерофеева принадлежит эссе «Василий Розанов глазами эксцентрика» (1973), впервые опубликованное в Нью-Йорке в 1983 году, очерк-монтаж «Моя маленькая лениниана» (1974).
В последующие годы все написанное складывалось в стол, в десятках тетрадей и толстых записных книжках.
Писатель страдал неизлечимой болезнью — раком горла, но, даже будучи тяжело болен, работал над своим последним произведением — пятиактной трагедией «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» (1987), увидевшей свет только после смерти автора. После смерти были опубликованы и его «Записные книжки».
Умер Ерофеев в Москве 11 мая 1990 года.