/uploads/posts/2011-08/Черный Медведь может з.jpgЕсть опасения, что китайская сторона разовьет свою часть острова гораздо быстрее
Хабаровск, 19 октября, AmurMedia. Темпы освоения российской части Большого Уссурийского острова не должны отставать от китайских, иначе экономической выгоды от международного сотрудничества не будет, передает корр. РИА AmurMedia. Многие высказывают опасения, что Китай просто не станет ждать, пока российская сторона воплотит в реальность все проекты.
14 октября 2008 года в присутствии официальных делегаций Китая и России на острове прошла церемония открытия пограничных столбов. Это событие означало, что западная часть Хэйсяцзыдао (примерно 171 кв км) официально перешла под юрисдикцию Китая, а его восточная часть закреплена за Россией.
С этих пор Китай активно начал развивать свою часть острова. За три года им не только удалось укрепить берег и изменить течение в нужном им направлении, но также начать быстрыми темпами возводить объекты инфраструктуры.
20 июля 2011 года Китай официально открыл для туристов свою половину острова Хэйсяцзыдао (Большой Уссурийский), поделенного по договору с Россией. 150 китайских туристов получили возможность первыми совершить экскурсию и ощутить атмосферу острова, который делят два государства.
К этому моменту на территории, доступной для туристов уже были открыты для посещения площадь Солнца, парк водно-болотных угодий, ботанический парк, а также место, где была проведена церемония установки пограничных столбов на государственной границе между Китаем и Россией в ее восточной части.
Основное позиционирование острова китайской стороной — туризм, отдых и охрана окружающей среды. Причем экологии и созданию природных парков будет отведено 75% территории.
Что касается инвестиций, то китайские бизнесмены в настоящее время вложили в развитие территории 1,47 млрд долларов США. В проекте — создать на своей части Хэйсяцзыдао зону беспошлинной торговли. Там планируется строительство гостиниц, ресторанов и магазинов.
Кроме того, в разработке программы освоение острова Хейсяцзы приняли участие всемирно известные инженерно-проектные учреждения Великобритании, США, Японии.
Что касается российской части Большого Уссурийского острова, то начиная с момента передачи его части китайской стороне, развитием российской территории никто не занимался.
Отчасти это связано с отсутствием нормального сообщения с островом. Понтонная переправа, устанавливаемая специальными войсками Восточного военного округа в сезон навигации, носит, скорее всего, характер стратегического сообщения. Кроме того, начиная с 2008 года, российский берег на острове из-за берегоукрепительных работ на китайской стороне начал методично смываться. По данным пограничников, за два года берег уменьшился более чем на 30 метров. Тревогу забили, когда вода подобралась вплотную к пограничному посту и стала реальной угрозой часовне Святого мученика Виктора.
В июне после нескольких визитов на остров высокопоставленных лиц из правительства Хабаровского края и аппарата полпреда президента РФ в ДФО было принято решение возобновить берегоукрепительные работы на российской территории. 16 октября основная часть работ была завершена, размытие берега удалось остановить.
Развитием российской части Большого Уссурийского решили заняться после 15 регулярной встречи глав правительств Китая и России в ноябре 2010 года. Именно тогда появилась концепция «один остров – два государства». Обе стороны выступили за превращение Хэйсяцзыдао в остров дружбы и сотрудничества в условиях реализации приоритетной задачи по охране его окружающей среды.
Основной преградой для развития российской части Большого Уссурийского стало отсутствие круглогодичного автодорожного сообщения с островом. Как не раз признавался губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, любое развитие инфраструктуры острова упирается в отсутствие моста.
«Что мы будем строить тут – пока еще неизвестно. Будет мост, будут и инвесторы. Освоение острова будем вести по плану, согласованному с Минрегионом и МИДом», — заявлял губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.
Напомним, что капсулу в основание автодорожного моста на Большой Уссурийский остров через Амурскую протоку в Хабаровске заложили 18 октября. Проект строительства моста является частью программы развития туристско-рекреационной зоны Большого Уссурийского, стоимость возведения объекта — более четырех млрд рублей. Если финансирование проекта будет проходить бесперебойно, то закончить строительство моста планируют через два года.
Вместе с этим, согласно концепции проекта «Комплексное развитие острова Большой Уссурийский (2010-2016 годы)» объемом финансирования 19,3 млрд рублей.
На условиях государственно-частного партнерства власти планируют создать на острове туристско-рекреационный комплекс международного значения.
В рамках проекта, помимо объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, на Большом Уссурийском острове запланировано построить парк развлечений, гостиничный комплекс, торгово-развлекательный и культурный центр, аквапарк, бизнес-центр, конно-спортивный комплекс, Восточно-азиатский центр делового сотрудничества, логистический центр, а также 470 таун-хаусов.
По мнению властей региона, развитие туристско-рекреационной инфраструктуры острова позволит к 2020 году привлекать на остров ежегодно до 1,5 миллионов туристов из Китая и до 575 тысяч туристов из Хабаровского края.
В блогосфере идет активное обсуждение темпов освоения острова китайской и российской сторонами. Высказывается множество мнений, что китайская сторона просто не дождется от России реализации всех проектов. Политика привлечения туристов будет построена таким образом, что на российской части Большого Уссурийского они задерживаться не будут.