/uploads/posts/2011-08/Президент: государство.jpgНа встрече с аграриями Дмитрий Медведев пообещал «тряхнуть» страховые компании, которые уклоняются от выплат ущерба фермерам.
Президент подтвердил, что без государственной поддержки, как это было в 90-е годы, сельхозпроизводители не останутся. А проблем в отрасли по-прежнему немало: это и нехватка земель, и постоянные риски, связанные с погодой. И даже хороший урожай может стать проблемой.
Результаты уборки урожая подводить, конечно, еще рано. Но уже очевидно – показатели будут не просто лучше прошлогодних, они будут рекордными. Только зерна, при том что уборка еще не закончилась, – 90 миллионов тонн. В прошлом году- всего 60.
«Мы имеем солидный запас для того, чтобы пройти этот зимний период, для того, чтобы обеспечить внутренние потребности, сформировать резервы, в том числе резервы, переходящие на следующий год, ну, и в общем заниматься экспортом зерна, — заметил президент. — Хотя здесь нужно вести себя предельно аккуратно. Нам нужно понимать, что наше животноводство без зерна жить не может. И вот эти позиции должны быть сбалансированы. Тем более что, в общем, чем лучше у нас будет развиваться животноводство, тем больше нам будет нужно зерна».
Но хороший урожай, оказалось, радует далеко не всех аграриев… 800 центнеров с гектара – уборочные машины работают круглосуточно. Россия впервые начинает экспортировать сахар. Впрочем, свекла пока лежит на складе, без шансов оказаться на перерабатывающем заводе.
«А что говорит дорога-то? Почему нет вагонов?», — поинтересовался президент.
— А их нету физически, вагонов этих…
«Постараюсь разобраться, в чем сложности у Якунина, у железной дороги и у тех новых собственников, которые этим занимаются, потому что они должны все-таки грамотно планировать объемы, распределяя их между всеми отраслями. Никто не должен быть в обиде: ни аграрники, ни угольщики», — заметил глава государства.
Разобраться сегодня потребовал Медведев и со страховыми компаниями. На государственном уровне аграриев призывают страховать свои риски на случай, например, всё той же засухи. Аграрии страхуют и навсегда, как выясняются, теряют свои деньги.
— Мы потеряли 60% урожая. Страховая кампания не очень себя повела. То есть вообще нам не выплатила.
«Мне это не нравится просто, как извините, симптом такой, потому что если они до такой степени пытаются спорить при наличии совершенно очевидного там страхового случая и даже признании ответственности на 50%, это означает, что они чувствуют себя безнаказанно. И это плохо. Поэтому я вынужден буду дать указания нашим контрольным структурам еще раз тряхнуть этот страховой бизнес», — заявил президент.
Аграрии со всей страны выступают по очереди. Проблемы, впрочем, у всех одинаковые. Сельхозпредприятие, например, могло бы развиваться, но негде, при том что рядом – частная собственность: чья-то земля, которую давно забросили, но отдавать не хотят.
— Всё уже заросло борщевиком, кустарником…
«Это вообще государственная проблема, — признал Медведев. — Кто-то вкалывает. И ему нужно расширять свои возможности, кормовую базу увеличивать. А кто-то когда-то взял и ничего не делает. И ждет когда к нему придут, принесут деньги на блюдечке, скажут, вот ты нам продай это втридорога. У нас вообще на эту тему, к сожалению, очень слабо работает законодательство. Хотя мы его практически изменили. Я имею в виду законодательство об изъятии неиспользуемых сельхозземель. Это, конечно, очень жесткая мера. Но в принципе она должна применяться, когда очевидно, что хозяин не хочет обрабатывать землю».
Без государственной поддержки аграрии – к ним себя относят 40 миллионов человек, то есть треть страны – в любом случае не останутся.
«В 90-е годы в значительной степени использовалась одна идеология: сельское хозяйство – это тяжелая, сложная отрасль, так называемая черная дыра, и все, кто там трудится, должны рассчитывать только на себя, — напомнил президент. — Это была абсолютно ошибочная идеология. Сельское хозяйство – это все-таки отрасль, которая всегда требует внимания государства. Почему? Потому что очень велик рисковый фактор: неурожай, затраты, конкуренция. Поэтому государство всегда за этим следит. И, можете не сомневаться, мы дальше эту политику продолжим. Это и моя позиция, это и позиция “Единой России”.
Чтобы село казалось привлекательным, нужно думать и об инфраструктуре, об элементарном комфорте. Такие задачи государство перед собой тоже ставит.